Эксперты рынка: Снижение курса российского рубля ведет к подорожанию целой группы товаров и услуг
Продолжающееся снижение курса российского рубля относительно доллара США и евро обусловило изменение стоимости ряда товаров и услуг на российских рынках в сторону увеличения. Напомним, курс российского рубля стабильно продолжает понижаться. На 17 января 2009 года официальный курс евро, установленный Банком России, составляет 43,08 руб. По сравнению с предыдущим значением курс повысился на 69,67 коп. Официальный курс доллара США составляет 32,5747 руб. По сравнению с предыдущим значением курс повысился на 36,12 коп.
Эксперты рынка автомобильной продукции уже констатируют увеличение уровня цен на автомобили иностранного производства.
«С начала этого года цены на автомобили действительно выросли. Так, машины марки Chevrolet выросли в цене в среднем на 9—10%, Opel — на 9%, Saab — на 8%. Hummer и Cadillac в цене пока не изменились. Такой рост может быть вызван повышением пошлин на ввоз иномарок. Также на цену автомобилей мог повлиять и рост курса иностранной валюты», — заявил УрБК менеджер отдела корпоративных продаж автоцентра «Глазурит» (ООО «Ок-Транс») Петр Лапин.
Участники рынка лекарственных препаратов также отмечают увеличение стоимости фармацевтической продукции, приобретаемой у западных производителей. По оценкам ряда экспертов, цены на лекарственные препараты за первые месяцы 2009 г. увеличатся на 23%.
«Мы уже ощущаем существенное повышение цен на лекарственные препараты с каждым новым поступлением. Разумеется, все дело в долларовой привязке, ведь у нас в стране, фактически, нет своей фармацевтической промышленности. Даже если отечественный производитель изготавливает препараты, то субстанцию он все равно приобретает за рубежом. К сожалению, цены на лекарственные препараты будут и дальше расти именно из-за постоянного роста курса американского доллара», — сообщила УрБК директор ЕМУП «Аптека №1» Галина Жуковская.
В сложном положении оказались в условиях роста курса иностранной валюты туристические фирмы. Число операторов, покидающих рынок, возрастает, сокращаются летние программы, закрываются региональные филиалы агентских сетей.
«На сегодняшний день мы фиксируем крайне низкий спрос на туристические путевки. Спад на туристическом рынке колоссальный, рейс за рейсом снимают и Москва, и Екатеринбург. В основном уменьшается количество рейсов на пляжных направлениях. Глубины продаж совсем нет, туры не распроданы даже на конец февраля. Даже «горячие» предложения распродаются очень слабо. Причиной тому является и рост курсов доллара и евро, и финансовый кризис. Принимающие страны уже тоже почувствовали этот спад; появились скидки по гостиницам, в том числе в ОАЭ, ряде европейских стран, а египетские власти даже выделили средства на антикризисную программу поддержки въездного туризма», — сообщила УрБК директор ООО «Инна-Тур» Инна Аверьянова.
По оценкам экспертов, рост курса доллара США и евро существенно скажется в конечном итоге на кошельке потребителя. Впрочем, население уже готовится к отказу от привычной продукции иностранного производства. Результаты исследований, проведенных Федеральной службой государственной статистики РФ в IV квартале 2008 г., свидетельствуют о резком снижении уровня потребительской уверенности населения России.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал в IV квартале 2008 г. до -20%. По сравнению с III кварталом 2008 г. индекс снизился на 21%, с IV кварталом 2007 г. — на 15%. Наблюдаемый уровень индекса примерно соответствует показателям IV квартала 2000 г. (-17%).
«Рост курса доллара и евро, безусловно, приведет к росту цен на импортные товары, и в первую очередь на те, аналогов которым не существует у российских товаропроизводителей. Говоря о товарах, аналогов которым в России нет, я имею в виду в первую очередь высокотехнологичную продукцию: автомобили, компьютеры и прочую технику», — заявил УрБК генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.
«Если, допустим, в докризисное время импортные товары составляли до 30% наших потребительских корзин, то сейчас от них нужно будет отказываться, потому что они будут дорожать. Все это, безусловно, серьезный удар по потребительскому кошельку», — считает эксперт.