УрБК, Москва, 27.10.2025. Продажи «белой» икры в России с сентября 2024 года по август 2025 г. выросли на 27,8% в натуральном выражении, а красной снизились на 32,6%. Об этом свидетельствуют данные агентства «Нильсен»,
пишут «Ведомости».
Уточняется, что «белую икру» добывают из сельди, минтая, трески и других рыб.
Похожие данные и у исследовательской компании NTech. Так, по итогам первого полугодия 2025 года рынок натуральной (не имитированной) икры сократился в объеме в первую очередь за счет падения продаж красной. Ее продажи год к году снизились на 48,6%, до 1,1 млн кг, и на 10,7%, до 8,1 млрд руб. За тот же период икра из минтая прибавила 5%, до 1,4 млн кг, и 11%, до 1 млрд руб. Реализация продукции из сельди увеличилась почти вдвое — до 1,6 млн кг и 1,4 млрд руб., из трески — на 39%, до 1,1 млн кг и 673,7 млн руб.
Продажи черной икры сократились в натуральном выражении на 30% за первые полгода, до 9286 кг, щучьей — на 8,8%, до 6504 кг. В то же время в деньгах этот показатель вырос на 9,3%, до 566,3 млн руб., и на 32,1%, до 67,4 млн руб. соответственно. Это произошло на фоне подорожания красной икры.
В 2024 году цены на нее резко выросли из-за неудачной лососевой путины на Дальнем Востоке. По данным центра «Чек индекс» компании «Платформа ОФД» (оператор фискальных данных), в июне–августе 2025 года средняя стоимость такой продукции достигла 9070 руб. за 1 кг. Это на 13% больше, чем было год назад. В то же время, как подсчитали в NTech, если средняя цена 1 кг натуральной красной икры по итогам первого полугодия 2025 г. составила 7030 руб., то икры минтая — 743 руб., сельди — 854 руб., трески — 631 руб.
Смещение спроса от красной икры к альтернативным видам фиксируют и крупные сети. В частности, в «Перекрестке» отметили, что доля первой сократилась примерно на 1 п. п.
Эксперты связывают такую динамику с изменением потребительских предпочтений. Так, востребованность икры минтая растет на фоне ее продвижения и популяризации в последние годы (ее продажи, как и щучьей, в последние годы увеличиваются в среднем на 4–8% в год). Такую продукцию все чаще используют на еженедельной основе, а не только как деликатес в периоды всплеска потребления в праздничные дни (Новый год и Масленица), резюмируют эксперты.