На вопросы корреспондента ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил соучредитель компании по производству экипировки для любителей активного отдыха Dragonfly Виктор Уткин.— Вы пришли в Dragonfly восемь лет назад, когда на предприятии было всего 10 работников. Как обстоят дела в компании сегодня?— Компания Dragonfly существует с 2011 года, начиналась она с небольшого производства подшлемников. В 2016 году один из совладельцев Dragonfly продал свою долю мне.
Именно тогда компания пережила второе рождение благодаря смене экономической ситуации в России. В конце 2015-го курс доллара сильно вырос, и появилось окно возможностей для российских производителей, готовых работать на импортозамещение.
С 2016 года компания начала активно развиваться. Сегодня в группе компаний Dragonfly работает более 150 человек, и она продолжает расти. Продукция бренда насчитывает более 250 наименований. Ежегодно мы производим примерно 250 тыс. готовых изделий, которые поставляем в 70 городов России.
— Где компания закупает материалы для производства в условиях сокращения импорта из Европы?— В 2022 году нам пришлось полностью отказаться от европейских поставщиков. На сегодняшний день все материалы закупаются в Азии (Китай, Южная Корея, Япония), России и Турции. Ткани мы закупаем главным образом в Корее.
— В одном из интервью вы говорили, что на Урале не хватает квалифицированных швей для пошива высококачественных моделей из современных материалов. Где компания сейчас отшивает продукцию?— Несмотря на многочисленные трудности, мы стараемся развивать производство именно в России. Большие проблемы с кадрами для «швейки» в России связаны в первую очередь с отсутствием современных обучающих центров и с низким имиджем профессии швеи.
Мы стараемся повысить имидж этой профессии, создаем хорошие условия труда для сотрудников. В производственных помещениях Dragonfly установлены современные системы вентиляции и кондиционирования, сделан ремонт, обеспечено естественное освещение. Мы используем самое современное оборудование, внедряем новые технологии. Также в компании действуют различные социальные проекты, бонусные программы. Все это требует больших инвестиций, но мы понимаем, что только так мы можем развивать собственное производство в России.
Второй существенной проблемой я бы назвал постоянное обновление технологической базы. Поставщики, как правило, не обучают использованию нового оборудования, и нам приходится самостоятельно овладевать современной высокотехнологичной техникой.
— Продвигая свою продукцию, вы подчеркиваете сочетание в ней стиля и безопасности. Как достигается такой баланс в создании современной спортивной экипировки?— Производство технически сложной одежды можно сравнить с производством автомобиля. Дизайн, функциональность и безопасность должны гармонично сочетаться в изделии. Иногда приходится жертвовать функционалом в пользу дизайна или наоборот. Но безопасность всегда на первом месте.
Это достаточно сложный процесс. Каждый новый образец отшивается по три-пять раз и дорабатывается в процессе разработки. Затем изделие длительное время тестируется на тест-пилотах. Только после этого мы запускаем образец в серию.
— Dragonfly имел крупные экспортные контракты с США и странами Прибалтики. Планируете ли теперь осваивать новые направления — в дружественные РФ страны, в азиатские регионы?— Да, у нас экспортировалось до 40% всего объема продукции, однако на сегодняшний день наш экспорт ограничен Казахстаном и Беларусью. В этих странах мы и планируем свое дальнейшее развитие, возможностей экспорта в другие страны пока не видим, хотя и не исключаем, что в дружественных странах (в том числе в странах СНГ, ЕАЭС и других) наша продукция придется покупателям по вкусу.
Сейчас экономически нецелесообразно поставлять что-либо в Европу и в США, поскольку действуют заградительные меры. Хотя есть интерес к нашей продукции, и он достаточно большой. Рынки азиатских стран мы не рассматриваем, поскольку там слабо развиты те виды спорта, экипировку для которых мы изготавливаем (мотоспорт, квадроспорт, снегоходы, горные лыжи). Наверное, в Азии может пользоваться спросом экипировка для мотоциклистов, но азиатские покупатели не уделяют большого внимания безопасности, они не готовы платить за технически совершенные и безопасные вещи. Плюс там огромная внутренняя конкуренция, поэтому особых перспектив на рынках Китая и Юго-Восточной Азии для нашей отрасли я не вижу. Про страны Африки я вообще молчу, там наших клиентов нет совсем.
— Какова сейчас ситуация на российском рынке? В каких регионах представлена продукция Dragonfly?— На сегодняшний день мы присутствуем практически во всех регионах России, от Камчатки до Калининграда. Однако стоит отметить тенденцию на переформатирование нашего сектора рынка. Люди меньше интересуются дорогой моторной техникой и больше — дешевой.
Достаточно неплохо в настоящее время развивается в России лыжное направление, но опять же за счет того, что люди реже ездят, к примеру, в Альпы и больше посещают российские горнолыжные курорты. То есть происходит перераспределение рынков, а не их расширение. Поэтому в целом я бы назвал рынок достаточно стабильным. Тем не менее мы постоянно отслеживаем тренды, тенденции рынка. Стараемся развиваться и адаптироваться под нашего клиента.
— Как бы вы оценили рынок одежды для спорта на Урале?— Урал — туристический кластер, где активно развивается в том числе спортивный туризм: бег, лыжи (как беговые, так и горные). Интерес к нашей продукции на Урале есть, и мы планируем расширять нашу активность в избранных направлениях (снегоходная, горнолыжная, мото- и квадроэкипировка, мототолстовки, куртки и брюки для эндуро, джерси, мотодождевики, летнее термобелье, подшлемники и другая продукция).
Я уверен, что на уральском рынке спортивной экипировки найдутся игроки, способные заменить ушедшие импортные бренды на всех направлениях. На Урале активное предпринимательское сообщество, и оно результативно осваивает сектора, освободившиеся в результате ухода зарубежных компаний из России.
Фото предоставлено Виктором Уткиным
Полную версию интервью читайте на сайте «Легпром ревю»