Статьи
12.07.2024

Музей в доме, деревянные люди и ролевые игры

Екатеринбургский музей ИЗО (ЕМИИ) подготовил познавательно-развлекательную программу для жителей и гостей города на предстоящий уикенд. Мероприятия пройдут на двух площадках музея: в корпусе отечественного искусства на улице Воеводина, 5 и Музее наивного искусства на ул. Розы Люксембург, 18.

Музей в доме, деревянные люди и ролевые игры

Художник со всех сторон

В корпусе отечественного искусства в ближайшие дни пройдет курс лекций кандидата искусствоведения главного специалиста по современному искусству отдела руководства Государственной Третьяковской галереи Кирилла Светлякова, посвященный советскому и современному искусству.

Сегодня, 12 июля, в 18.00 начнется первое занятие цикла под названием «Музей в твоем доме». Автор расскажет о феномене «народных галерей» в советской культуре. Лекция посвящена четырем таким галереям, три из которых существуют и в настоящее время.

Музей в доме, деревянные люди и ролевые игры

В анонсе мероприятия Кирилл Светляков отмечает, что советские «народные галереи» представляют собой интереснейший феномен в мировой музейной практике.

«Во второй половине 1950-х годов политика Никиты Хрущева ориентировалась на превращение крестьян в сельскохозяйственных рабочих и, соответственно, предполагала стирание границ между городом и деревней. Маяками новой политики стали «колхозные музеи» или «народные галереи», созданные в колхозах и поселках по инициативе правления или отдельных энтузиастов», — говорит автор цикла.

К концу 1970-х годов на территории СССР функционировало 300 таких «народных галерей». Как любая картинная галерея или музей изобразительных искусств, они занимались комплектованием фондов, организацией выставок и прочим. Но были и свои уникальные особенности, поскольку «народные галереи» ориентировались на жизненный уклад и прямое адресное взаимодействие с людьми, проживающими в колхозе, то есть на ограниченной территории, где все знают всех. В некоторых деревнях практиковались визиты в частные дома сотрудников галереи, которые передавали картины на длительное хранение с целью улучшения художественного вкуса.

В субботу в 17.00 на этой же площадке автор прочтет лекцию «Художники, кочевники, шаманы», посвященную архаике как художественному ресурсу в искусстве ХХ-ХХI веков.

Музей в доме, деревянные люди и ролевые игры

Кирилл Светляков задается вопросом, почему неоархаика приобретает все большую актуальность в культуре, казалось бы, всецело основанной на достижениях научно-технического прогресса. Один из возможных ответов, по мнению автора, состоит в том, что усложнение знаний и процессов управления приводят к нарастанию иррационального: каждому человеку на индивидуальном уровне становится трудно осознать какой-либо процесс в его целостности. Он отмечает, что свое время с этой проблемой столкнулось советское общество 1960-х годов, когда общий пафос рационального устройства жизни столкнулся с личной потребностью в духовном развитии, а коммунистическая идеология уже не могла удовлетворить эту потребность.

«После распада СССР в современной России особенную актуальность приобрела проблема культурной идентичности, и с этой же проблемой сталкивается любой ныне живущий человек, который неизбежно пытается соотнести представление о глобальном мире с местом своего пребывания. В приобщение к архаическим мифам позволяет создавать и развивать свои индивидуальные мифологии», — пишет автор в анонсе к лекции.

Третью лекцию из этого цикла — «От практик соавторства до киберхудожника» — Кирилл Светляков прочтет в корпусе отечественного искусства в воскресенье, 14 июля, в 17.00. Темой занятия станут искусственный интеллект и его роль в искусстве.

Музей в доме, деревянные люди и ролевые игры

Автор отмечает, что в настоящее время поисковые сети способны находить сотни похожих изображений и выполнять кураторскую работу, а нейросети могут генерировать новые изображения.

Кирилл Светляков задается вопросами, что будут делать художники, и возможно ли появление киберхудожника, произведения которого вскоре появятся в музейных собраниях. Чтобы получить ответы, автор расскажет слушателям о трансформациях фигуры автора в искусстве ХХ — начала XXI века и механизмах отстранения и опосредования в культуре этого периода.

Продолжение дороги

В Музее наива 13 и 14 июля в 13.00 вновь пройдут открытые экскурсии по выставке «Вид с проселочной дороги». В субботу зрителей будет знакомить с экспонатами старший научный сотрудник отдела наивного искусства ЕМИИ Елена Тимошенко, а в воскресенье — заведующий отделом наивного искусства ЕМИИ Андрей Бобрихин.

Музей в доме, деревянные люди и ролевые игры

Напомним, что новая выставка из собрания московского Музея наивного искусства «Классики наивного искусства» знакомит екатеринбуржцев с собранием первого музея наивного искусства в России, основателем которого был свердловчанин Владимир Грозин. На выставке демонстрируются предметы первых коллекций московского музея. Они представляют творчество именитых авторов — Натальи Шкаровской, Павла Леонова, Ивана Селиванова, Михаила Ржанникова, Александра Белых и Владимира Зазнобина. Выставка призвана познакомить екатеринбуржцев с ранними годами истории музейного собирания наивного искусства в СССР и России.

Кроме того, 14 июля в 15.00 Андрей Бобрихин на площадке Музея наива прочтет лекцию «Деревянные люди», посвященную скульптуре в наивном искусстве.

Музей в доме, деревянные люди и ролевые игры

В пространстве выставки А. Бобрихин расскажет об авторах, работавших в наивном искусстве в нетрадиционных техниках — скульптуре из дерева, ассамбляжах, производивших наивную мебель, интерьеры и фасады домов. Таким образом они расширяли предметное поле и визуальное пространство наивного искусства.

«Такие мастера работают вокруг нас, в городах, а чаще сельской местности, это мастерство связано и с крестьянскими хозяйственными нуждами, ресурсной обеспеченностью, и с мифологией народа. В поисках этих авторов мы пропутешествуем по Уралу, Центральной России и Белоруссии», — говорится в анонсе лекции.

Легенда о рождении мира

На площадке корпусе отечественного искусства в воскресенье в 12.00 начнется интерактивное занятие для детей в возрасте от шести лет, посвященное различным сюжетам из хантыйской и мансийской мифологий, легендам о рождении мира и его устройстве.

Музей в доме, деревянные люди и ролевые игры

«Мы посетим выставку «Властитель Югры», на которой представлена живопись и графика Геннадия Райшева, и попробуем выполнить увлекательные задания путеводителя. Ответами на задания будут служить наклейки-стикеры», — сообщается в анонсе занятия.

С малышами будет общаться специалист по просветительской работе ЕМИИ Марина Попова.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
05.07.2024 Мастерство художника, русские в Париже и поиски чудес

Екатеринбургский музей ИЗО подготовил для горожан познавательную программу на уикенд ...

21.06.2024 Вертикаль, горизонталь, наклон и снова Китай

Екатеринбургский музей ИЗО приготовил познавательно-развлекательную программу на выходные ...

07.06.2024 Тайны гравюры, печати и вид с проселочной дороги

Екатеринбургский музей ИЗО подготовил развлекательную программу на ближайший уикенд ...

20.10.2023 В Музее наива в Екатеринбурге пройдет экскурсия по выставке работ армянских художников

УрБК, Екатеринбург, 20.10.2023. В Музее наивного искусства (входит в состав ЕМИИ) в воскресенье, 22 октября, пройдет ...

12.05.2023 В Музее наива в Екатеринбурге пройдет лекция о произведениях народного искусства на картинах русских художников

УрБК, Екатеринбург, 12.05.2023. В Музее наивного искусства (входит в состав ЕМИИ) на улице Розы Люксембург, 18 пройдет ...