Проблема импортозамещения оказалась актуальна для многих категорий товаров для домашних животных, в том числе кормов и медицинских препаратов. Но во всем, что касается досуга, обучения и быта питомцев, поиска новых решений, как выяснилось, почти не потребовалось.
По словам менеджера по закупу сети зоомагазинов «СВ-Маркет» Ольги Клименко, в России пропали буквально считанные виды продукции. На большинство товаров только поднимались цены.
Для владельцев кошек одним из самых ходовых товаров, наряду с кормом, можно считать наполнители для туалетов. Оказалось, что в этой категории товаров у рядовых владельцев питомцев, проблем практически не возникло.
«Что касается наполнителей для кошачьих туалетов, то проблема возникла только с силикагелевой продукцией. Как правило, все наши поставщики его закупают в Китае. Даже один из самых известных производителей, Bravo, изготавливал продукцию там. С силакагелем были перебои в поставках, кроме того, он сильно подорожал. Но уже около 1,5 месяцев назад поставщики стали снижать цены, примерно на 10-20%», — говорит Ольга Клименко.
Основатель и хозяйка домашнего приюта «Кот в дом» в городе Березовский Екатерина Обедова также отметила колебание цен, однако альтернатив для решения проблемы оказалось достаточно.
«Долгое время я пользовалась наполнителем американского производства. С февраля месяца он дорожал три раза и более чем на 100%. Конечно, остались на рынке и другие качественные наполнители, однако цены на них также выросли в 2-3 раза. Поэтому пришлось отказаться от привычных в пользу более бюджетных вариантов», — рассказала хозяйка приюта для кошек.
Стоит добавить, что в приюте Екатерины Обедовой постоянно проживает около 20 бездомных котов и кошек, поэтому вопрос с качественными наполнителями, которые комкуются и удерживают запах, здесь весьма актуален.
При этом, другие владельцы домашних кошек в Екатеринбурге, у которых живет по одному питомцу, рассказывают, что и до введения санкций покупали наполнитель из прессованных опилок отечественного производства. Например, древесный наполнитель, который продается под маркой «Каждый день» в гипермакете «Ашан», производится прямо в Екатеринбурге. Пакет на 5 л стоит около 100 руб., хватает его на несколько месяцев, а использованный материал допускается утилизировать в канализацию или отправить на компостную кучу. Есть и более дорогие варианты: наполнитель «Домоседы», объемом 10 л, стоит сейчас около 400 руб. однако, еще в конце прошлого года цена на него колебалась в пределах 250 рублей. Цена на наполнители американской The Clorox Pets Products Company при этом достигает 6,5 тыс. руб. за 30 л.
Не возникло проблем и с оборудованием для быта домашних кошек. Клетки, лотки, лежанки, когтеточки — все эти товары на российском рынке представлены отечественными производителями. Хорошего качества и в широком ассортименте.
«Клетки, лотки, ничего не пропадало, но все поднимали цены», — говорит Ольга Клименко про товары для быта домашних кошек.
Екатерина Обедова также отметила, что проблем с этими видами товаров не было.
«С оборудованием лично у меня не возникло каких-то проблем: клетки я покупаю российских производителей», — говорит хозяйка приюта.
Что касается косметики для домашних животных, то, по словам Ольги Клименко, об уходе из России на данный момент заявил только немецкий производитель Beaphar. При этом, альтернативные товары отечественных производителей зоокосметики, имеются в ассортименте.
«Косметика Levrana у нас появилась 3-4 месяца назад. Вообще, это производитель человеческой косметики, довольно известная марка, она широко представлена в косметических магазинах города. Они уже давно запустили линейку для домашних животных: расчет сделан на то, что когда человек приходит в зоомагазин и видит марку, которой пользуется сам, то он с радостью купит ее и для питомца», — говорит Ольга Клименко про ассортимент сети зоомагазинов «СВ-маркет».
Она добавила, что импортные товары в этой категории, в частности, шампуни для профессионального груминга марок Espree и Yuup! периодически пропадают у поставщиков, но сейчас они в наличии есть. Однако цены на них существенно повысились.
Впрочем, альтернатива даже для профессиональной косметики имеется.
«Мы недавно завезли недорогую линейку из Краснодара. Да и в принципе у нас шампуни представлены в разной ценовой политике. Полки не пустеют», — добавляет менеджер по закупу.
Для владельцев домашних животных имеется еще одна регулярная статья расходов — игрушки. Большая часть их на рынке представлена товарами, которые производятся в Китае. Владельцы кошек отмечают, что простые игрушки по-прежнему есть в наличии, даже цены выросли приемлемо. Однако, для сложных игрушек, например, для интерактивных рыбок, не только выросли цены более, чем в два раза, но и увеличились сроки поставок.
Для владельцев собак, как малых, так и больших размеров, качество и, главное, прочность игрушек, играют ключевую роль. На сегодняшний день в мире имеется единственный производитель сверхпрочных игрушек из натуральной резины, разгрызть которые практически невозможно — британский Kong. Качественных аналогов такой продукции нет не только в России, но и в мире.
Ольга Клименко отметила, что поставки игрушек Kong в Россию продолжаются. При этом, весной в большинстве зоомагазинов Екатеринбурга наблюдался дефицит самой ходовой линейки производителя — игрушек, которые так и называются Kong. Причиной этому, вероятно, стала такая же ситуация, как с кормами для домашних животных — хозяева скупили игрушки впрок. Стоит добавить, что сверхпрочная игрушка этой линейки, Kong Extreme для самых маленьких собак, стоит 1 тыс. 280 руб. Такая же, но для больших собак, обойдется 2 тыс. 490 руб.
«Был период, когда в городе «конгов» не было вообще. Дело в том, что они очень дорогие, поэтому в розничных магазинах их немного. Но в оптовых точках они всегда есть и уходят нарасхват», — говорит менеджер по закупу сети «СВ-маркет».
Что касается других игрушек для собак, то они в большинстве своем представлены китайскими производителями, и эта продукция не исчезала с витрин.
Кинолог Центра специальной дрессировки собак (ЦСДС) Юлия Яговитина отмечает, что и в данном случае поиск товаров отечественного производства будет уместен.
«Что касается игрушек, они все производства Китая. Все есть в наличии. Но если говорить об игрушках для собак крупных пород, то качество товаров, которые представлены в магазинах, тому, что необходимо, не соответствует. Они приходят в негодность за один-два раза. Это же касается и приспособлений для дрессировки, например, перетяжек или ухватов. Альтернатива, которая есть давно — обращаться к мастерам, которые шьют профессиональную амуницию для животных. Они также шьют и игрушки, причем, их можно заказать по своим параметрам. И такие товары очень качественные», — говорит кинолог.
Амуниция для собак на российском рынке была представлена как импортными, так и отечественными производителями. Здесь выбор очень широк. Однако кинолог ЦСДС Елена Бражеева подчеркивает, что амуниция от крупных производителей не рассчитана на служебных собак или тех животных, которые обучаются по специальной программе.
«Амуниция для собак широко представлена на рынке товарами российских брендов Trixie, Triol. Но тут нужно смотреть на качество продукции. Такие ошейники, шлеи, поводки подойдут для обычной домашней собаки, с которой вышли на прогулку. Но не годятся для спецдрессировки, например, при обучении защитно-караульной службе. В этом случае амуниция Trixie и Triol не выдержит рывков собаки весом, скажем, 60 кг. Что делать? На рынке уже давно имеется продукция частных производителей. Это маленькие производства, у них штучная продукция, высокого качества. По спецзаказу производитель изготовит именно то, что вам нужно, а также при необходимости поставит и более качественную надежную фурнитуру, те же пряжки Cobra, которые в промышленном производстве используют редко из-за высокой стоимости», — рассказывает Елена Бражеева.
Ольга Клименко также отметила, что в сети зоомагазинов «СВ-маркет» продукция частных производителей представлена широко.
«Если говорить о кожаной амуниции, то мы берем ручную работу отечественных производителей. Например, у нас давно в продаже есть товары новосибирской компании «Наша ручная работа». У них никаких проблем с поставками не возникало. Они шьют кожаные намордники, ошейники, шлейки. «Зооник» тоже амуницию делают. Цены у них поднимались, но проблем с наличием ни у кого не было», — говорит Ольга Клименко.
Среди изготовителей амуниции для домашних животных на российском рынке эксперт выделила только одну марку, уход которой огорчил многих владельцев собак. Это украинская компания Collar. Производитель поставлял в Россию поводки, ошейники, намордники, шлеи, рулетки, игрушки. Наибольшей популярность пользовалась линейка непромокаемой амуниции ярких расцветок Wau Dog. Несмотря на высокую стоимость продукции (ошейник на среднюю собаку стоил около 1,5 тыс. руб., поводок длиной 3 м — около 3 тыс. руб.), она пользовалась большой популярностью ввиду практичности. Аналогов такой продукции в России нет.
«С Collar у нас возникли проблемы, потому что у них головной офис в Украине. Скорее всего, их никогда больше в продаже не будет. Недавно мы связывались с ними, они сказали, что на данный момент распродают остатки складов в России и о дальнейших планах пока они ничего сказать не могут», — добавила менеджер по закупу сети зоомагазинов.
Эксперты затронули еще одну тему, касающуюся быта домашних собак — одежду. На рынке широко представлены изделия на любой сезон и для любых видов собак. Однако зачастую всю одежду, купленную в магазине, приходится подгонять, чтобы питомцу было удобно. Юлия Яговитина подчеркивает, что одежду для собак целесообразнее шить на заказ.
«Что касается одежды для животных, я считаю, что ее нужно заказывать индивидуально в студиях или у частных мастеров. Одежда, сшитая промышленным способом, часто не подходит животному, и приходится нести дополнительные затраты, чтобы ее подогнать. В Екатеринбурге, например, «Студия Лапа» шьет одежду для питомцев на заказ. Они помимо этого изготавливают и профессиональную одежду для кинологов», — отметила специалист ЦСДС.
Слова кинолога подтверждают и рядовые владельцы собак. Так в ноябре 2021 года зимний комбинезон марки For My Dogs (производится на фабриках Китая, эксклюзивный дистрибьютор находится в Екатеринбурге) на таксу среднего размера при покупке в сети магазинов «Заповедник» обошелся в 3 тыс. руб. с учетом сезонной скидки, еще 1 тыс. 300 руб. хозяйка собаки отдала в мастерской Iceberg за укорачивание длины рукавов и подгонку одежды по ширине. При этом сшитый на заказ в «Студии четвероногих модников» в Екатеринбурге такой зимний комбинезон обошелся бы в 2 тыс. 300 руб. (цена указана на июль 2022 года).
Кинологи ЦСДС и владельцы собак сходятся во мнении, что в нынешней ситуации в связи с уходом с рынка отдельных производителей, а также из-за роста цен на китайскую продукцию, на рынок смогут выйти мелкие производители одежды, которые шьют или вяжут товары на заказ. При этом, их продукция всегда отличается качеством и разумными ценами.
Что касается оборудования для дрессировки собак, то здесь, несмотря на присутствие на рынке импортных производителей, значительная доля компаний, занимающихся дрессировкой собак, изготавливает снаряды самостоятельно или обращается к частникам. В данном случае, главное при производстве — соблюдать стандарты, установленные Российской кинологической федерацией (РКФ).
«У нас на площадке оборудование для дрессировки служебных собак — горка, бум, лестница и барьер — изготовлено своими руками. Соблюдены все стандарты РКФ. Это удобнее и надежнее, чем покупать у незнакомых производителей», — отмечает руководитель ЦСДС заслуженный кинолог Сергей Паздерник.
На еще одну категорию товаров, лакомства для животных, санкции не оказали значительного влияния.
«Что касается лакомств, то на рынке у нас почти все производители отечественные. Но, насколько я понимаю, половину их делают в Китае. Например, у бренда «Мнямс» часть заводов находится в России, а часть за рубежом. И вот с теми видами продукции, которые находились за пределами нашей страны, возникали проблемы и перебои. А то, что изготавливается на территории России – всегда было в наличии. Сейчас ситуация наладилась. Я так понимаю, что производителю было необходимо время, чтобы перевести все, что находилось за границей, на местные мощности», — рассказала Ольга Клименко.
Менеджер по закупу сети зоомагазинов «СВ-маркет» также добавила, что наряду с крупными промышленными производителями, такими как «Деревенские лакомства», TitBit, в розничной продаже сети появились лакомства от мелких производителей, которые изготавливают продукцию вручную.
«Они были представлены у нас всегда, но сейчас стало больше предложений», — отметила Ольга Клименко.
Профессиональные кинологи также отметили рост на рынке количества частных производств. Лакомства здесь производят в сушильных печах, без химической обработки. По словам владельцев собак, подобные изготовители со всей России, сейчас активно развивают свой бизнес посредством социальных сетей. При этом, выбор продукции у них шире, чем у промышленных производителей.
После введения первых антироссийских санкций прошло уже более четырех месяцев. Большинство проблем, которые возникли у хозяева домашних животных в первые недели санкционной политики, так или иначе
разрешились. И оказалось, что большую часть товаров для питомцев можно заменить. Более того, благодаря уходу с рынка импортных производителей, мелкие компании в разных городах России, получили шанс занять освободившиеся ниши. В силу того, что продукция для домашних животных специфична, как правило все, кто вышел на рынок сейчас, сами владельцы собак и кошек. Не найдя достойных качественных товаров, они организовывали свои производства. И сейчас получили шанс распространять продукцию не только среди своих знакомых и друзей, но и предложить ее всем хозяевам домашних питомцев.
Однако, часть проблем, в частности с ветеринарными препаратами, по-прежнему
остается нерешенной.
УрБК будет следить за развитием событий.