23 февраля на площадке екатеринбургского «Телеклуба» на ул. Карьерной, 16 состоялся концерт российской рок-группы «Сплин». Несмотря на действующие коронавирусные ограничения, запрещающие организацию массовых мероприятий с числом участников больше 500 человек, на площадке клуба собралось как минимум в два, а может быть, и в три раза больше зрителей. При этом обязательные меры в виде социальной дистанции и масочного режима на площадке не соблюдались. Масса нареканий у зрителей была и к организации концерта. Главной причиной этого наблюдатели называют стремление устроителей мероприятия максимизировать прибыль за счет числа проданных билетов.
Как рассказывают очевидцы, проблемы начинались еще с подъезда к «Телеклубу». Проведение концерта стало причиной пробки на Сибирском тракте и улице Карьерной. В выходной день на относительно узкой дороге собралось несколько сотен машин, которым необходимо было без светофора повернуть налево через Сибирский тракт на Карьерную, а потом либо найти место для парковки, либо высадить пассажиров и выехать из мало для этого приспособленной улицы. В результате движение было парализовано от Карьерной до кольца с объездной дорогой и моста у концерна «Калина».
Также зрители концерта отметили и неудовлетворительную организацию мероприятия. На вход в клуб работала всего одна дверь, за которой находилось три поста контроля. Так как большинство билетов были электронными, их верификация проводилась контролерами с помощью мобильных телефонов, которые считывали QR-коды далеко не с первого раза. В результате на прохождение одного человека требовалось до минуты времени. Очередь на вход выстроилась перед фасадом «Телеклуба» на несколько сотен метров. Последние зрители получили возможность войти в здание только через 40 минут после начала концерта.
На этом проблемы зрителей не заканчивались: после очередей на вход их ждали очереди в гардероб. Здесь причиной затора стало небольшое количество сотрудников (4-5 человек обслуживали всю массу зрителей) и инновационная система приема одежды: ее вешали с помощью «плечиков», при этом застегивали на них каждую куртку или пальто. Такая система, конечно, снижает риск потери одежды при падении с «плечиков», но значительно замедляет процесс ее приема и выдачи.
Далее зрителям предстояло пройти в переполненный концертный зал, в котором стоять можно было только плотно прижавшись друг к другу. Некоторые зрители в него просто не помещались. Никакой возможности для соблюдения социальной дистанции в такой ситуации не могло быть в принципе. Тем более что масочный режим в помещении никто не соблюдал. Да это и вряд ли было бы возможно: дышать в маске в такой плотной толпе было бы затруднительно.
Стоит отметить, что в Свердловской области все еще действуют достаточно серьезные коронавирусные ограничения. Согласно
официальным данным сайта оперативного штаба по борьбе с эпидемией, на территории региона до сих пор введен масочный режим, разрешенная заполняемость залов на мероприятиях составляет не более 75% и запрещено проведение массовых мероприятий с участием более 500 человек.
На снимках и видеозаписях с концерта прекрасно видно, что клуб с официальной вместимостью 1 тыс. 500 человек переполнен. Люди стоят на танцполе просто вплотную. О количестве зрителей можно также судить по наполненности гардероба «Телеклуба». Судя по номерам, в нем 1 тыс. 799 мест. К 20.00 свободными оставалось несколько десятков «плечиков», но на некоторые из них гардеробщики вещали сразу по две куртки, так что можно предположить, что в клубе в это время было не меньше 1 тыс. 500 человек.
При этом, как сообщил УрБК продюсер «Телеклуба» Семен Гальперин, руководство организации считает, что запрет на проведение массовых мероприятий с числом участников более 500 человек в регионе не действует. При этом он ссылается на Указ № 100 губернатора Свердловской области, который за последние два года претерпел несколько сотен правок. Но и в этом документе содержатся требования к соблюдению масочного режима, социальной дистанции и 75%-й наполняемости концертных площадок, которые в «Телеклубе» однозначно не соблюдались.
Таким образом, очевидно, что действующая инфраструктура клуба просто не способна комфортно, оперативно и безопасно обслуживать то число зрителей, которые купили билеты на концерт «Сплина». И главный вопрос к организаторам в этой ситуации — зачем же было их продавать в таком количестве?
Очевидный ответ — жадность. Но в то же время организаторов мероприятия можно понять: последние два года были очень сложными для индустрии развлечений и организации массовых мероприятий. Коронавирусные ограничения крайне негативно сказались на работе клубов, фактически поставив их далеко за грань выживания. Проведение концертов с числом зрителей менее 500 человек, особенно на площадке, рассчитанной на куда большие объемы, часто оказывается просто невыгодным. И когда у организаторов появляется возможность поправить свое финансовое положение за счет быстрой продажи билетов на популярного исполнителя, мысли о комфорте посетителей и эпидемиологической безопасности, очевидно, отходят на второй план.
Как это скажется на эпидемиологической ситуации в регионе, мы увидим буквально через несколько дней, когда закончится инкубационный период коронавирусной инфекции.