Екатеринбургский музей изобразительных искусств открыл новый выставочный сезон проектом, который представляет зрителю поступления, в 2021 году переданные в музейное собрание по приказу министерства культуры Российской Федерации. Экспозиция состоит из более чем 140 произведений живописи, графики и скульптуры, история создания которых охватывает период с 1930-х по начало 1990-х годов.
Проект «Тридцать пять» — продолжение традиции смотра результатов комплектования музейных фондов при участии министерства культуры Российской Федерации. Большая часть предметов живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства — работы авторов, ранее не представленных в собрании ЕМИИ.
«Эти работы были переданы нам по приказу министерства культуры по итогам большого распределения коллекции из десятков тысяч предметов, в основном советского искусства, по региональным музеям. Мы ездили в Москву отбирать работы для нашего музея. При выборе мы ориентировались на специфику нашей коллекции, чтобы это все органично вписалось в то, что у нас уже есть. И прошлым летом эти предметы оказались у нас в музее», — рассказывает куратор выставки, заведующая отделом современного искусства Музея ИЗО Ирина Кудрявцева.
Главным критерием для отбора экспонатов стала художественная ценность работ. Кроме того, научным сотрудникам музея удалось объединить в экспозиции творчество художников из разных частей СССР: латышских, грузинских, украинских. Также в собрание вошло много работ мастеров из разных регионов РСФСР.
Отобранные на выставку работы тридцати пяти различных художников предоставляют возможность познакомиться с творчеством неизвестных ранее авторов, а также демонстрируют разнообразные художественные вкусы советского искусства.
«Нам было важно выбрать хорошие работы, пусть и малоизвестных авторов. Но также важно было показать тенденции времени, эпохи. Показать максимально разнообразно и в лучших образцах. При этом представленные художники не примыкали к полярным лагерям. Это и не официальное социалистическое искусство — с Лениным, колхозницами и доярками, но и не жесткий андеграунд, где показан социальный протест или бунт. Это представители умеренного модернизма», — отмечает куратор выставки.
В экспозиции представлены московские графики Борис Бельский и Юлий Перевезенцев, украинские художники Владимир и Татьяна Бахтовы, художник-концептуалист, член группы «Коллективные действия» и активный участник неофициальной художественной жизни столицы Игорь Макаревич, уроженец Грузии график-иллюстратор Вячеслав Бегиджанов.
Многие художники уже знакомы уральскому зрителю, в их числе — мастер печатной графики Виталий Волович, живописец, педагог, один из ведущих пейзажистов Урала Николай Чесноков, московский художник, автор объектов и инсталляций, представитель «нижнетагильской школы» Владимир Наседкин, латвийская художница Франческа Кирке.
«Эти экспонаты вошли в основной фонд. Сейчас это формат выставки новых поступлений, здесь все вместе, единой темы нет. Но в перспективе эти вещи будут вписаны в более концептуальные проекты, тематические или персональные выставки», — сказала Ирина Кудрявцева.
Выставка «Тридцать пять» будет открыта для посещения до конца марта в здании Музея ИЗО на ул. Воеводина, 5. Позже экспонаты можно будет увидеть в других проектах музея.