Статьи
14.02.2022

Инфляция диктует цены

В Свердловской области продолжается рост цен на продукты питания. Наиболее существенно подорожала продукция от местных сельхозпроизводителей. Причиной этому стала как специфика развития сельского хозяйства в Свердловской области, так и общероссийские тенденции. В том числе себестоимость продукции поднялась из-за «инфляции издержек» — общего подорожания каждого отдельного элемента производственной цепи.

Уточним, что сильнее всего на Среднем Урале за год вырос ценник на свежую белокочанную капусту — в январе 2022 года она стоила 59,6 руб. за кг, что на 171,92% больше показателя аналогичного периода предыдущего года. Помимо этого, за год серьезно подорожали картофель (на 49,54%, до 46,29 руб. за кг), морковь (на 36,61%, до 46,19 руб. за кг), сахар-песок (на 20,58%, до 56,35 руб. за кг), охлажденные и мороженые куры (на 19,32%, до 173,44 руб. за кг), гречневая крупа (на 18,98%, до 130,12 руб. за кг), пшеничная мука (на 18,65%, до 50,01 руб. за кг), а также куриные яйца (на 14,56%, до 81 руб. за десяток). То есть большинство подорожавших товаров — сельскохозяйственная продукция, в том числе производимая в регионе.

Инфляция диктует цены

Здесь особого внимания заслуживают картофель и овощи открытого грунта, к которым в том числе относятся капуста и морковь. Примерно с 2017 года свердловские аграрии, чтобы отбить потери после неурожайных 2014-2015 годов, начали массово выращивать картофель. Однако из-за нехватки овощехранилищ в регионе это привело к переизбытку данного продукта и обрушению цен. Поэтому уже в 2020 году сельхозорганизации резко сократили посевные площади под картофель. К этому добавилась засуха, которая привела к низким урожаям. В результате цены на картофель не стабилизировались, а резко начали расти. Подобное произошло и с овощами открытого грунта: в какой-то момент посевные площади под них сократились, а жара привела к неурожаям.

Тенденция к росту цен на плодоовощную продукцию продолжилась и в 2021 году, поскольку на Средний Урал вновь пришла засуха. Из-за того, что регион почти не обеспечен системами полива, было потеряно в среднем около трети урожая (именно в среднем, поскольку некоторые хозяйства лишились всех посадок). В результате, даже когда посевная кампания закончилась и на полках должны были появиться свежие продукты, цены продолжали расти. Нехватку предложения дополняла необходимость аграриев закупать зерно и корма для животных, что сказалось, например, на ценах на молоко.

Отметим, что свердловские власти знают о проблемах, которые имеются в регионе. Однако, судя по словам главы регионального главы минАПК Артема Бахтерева, решение вопроса с обеспечением сельхозпроизводителей как системами полива, так и овощехранилищами находится на начальном этапе.

Рост цен на продовольствие сказался и на других сферах. Например, для общепита стоимость продуктов выросла в среднем на 20-30%. Соответственно, подорожало и само меню.

«Где-то большая доля продуктов, которые подорожали, где-то небольшая. Кто-то уменьшает наценку, чтобы удержать гостей, потому что и так было снижение потребительской активности из-за коронавирусных ограничений. Поэтому мы можем сказать, что от 20% до 30% поднялись цены на продукты питания, которые используются в ресторанах, — это точно. И каждый ресторан, каждое предприятие общественного питания по-своему подошли к формированию цены», — рассказал УрБК вице-президент Ассоциации кулинаров и рестораторов Свердловской области Олег Пономарев.

Однако при этом эксперт уточнил, что свердловский общепит не так уж и сильно зависит от местных производителей — здесь условия диктует рынок, поэтому по мере необходимости предприятия обращаются к поставщикам из других регионов. И тут возникает новая проблема — инфляция, составившая в России более 8%. Причем речь идет об «инфляции издержек» — выросла себестоимость производства всех товаров.

«Когда у вас дорожает базовое сырье, у вас по цепочке дорожают все товары. То есть, грубо говоря, если у вас бензин подорожал практически в два раза, то у вас вся цепочка товаров вырастет в цене. Что бы вы ни делали, у вас будет инфляция. Причем она растет во всем мире», — объяснял ранее это явление независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов.

При этом следует обратить внимание, что покупательная способность населения в отличие от цен не растет. Например, средняя зарплата в размещенных на биржах труда Свердловской области вакансиях составляет 25,2 тыс. руб.

Проблема роста цен неоднократно поднималась и в федеральной повестке. В качестве одного из методов борьбы профильные министерства совместно с торговыми сетями предложили снижение наценки на социально значимые продукты питания. На прошлой неделе несколько торговых сетей согласились пойти на данные меры в Свердловской области.

Однако, насколько будут эффективны данные меры, сказать сложно. Накануне Минсельхоз РФ выступил с очередной инициативой по ограничению наценки на молочную продукцию и хлеб, но в этот раз представители рынка высказались об идее ведомства с опасением.

На местном же уровне борьба с ростом цен и вовсе находится на начальном этапе. Сбор заявок на субсидирование строительства системы полива только стартовал, а 100%-й обеспеченности овощехранилищами Свердловская область может и вовсе не достичь. Все это означает, что если на Средний Урал вновь придут жара и засуха, то регион опять столкнется с «продуктовой инфляцией».
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
14.02.2022 Минсельхоз РФ предложит торговым сетям ограничить наценку на продукты от крупных брендов

УрБК, Москва, 14.02.2022. Минсельхоз РФ планирует предложить ритейлерам ограничить наценку на продукты питания брендов, ...

11.02.2022 В Свердловской области торговые сети согласились снизить наценку на социально значимые продукты

УрБК, Екатеринбург, 11.02.2022. Власти Свердловской области договорились с семью торговыми сетями о снижении наценок на ...

10.02.2022 Капуста на Среднем Урале за год подорожала на 172%

В Свердловской области средние потребительские цены на свежую белокочанную капусту в январе 2022 года составили 59,6 ...

04.02.2022 Федеральные министерства намерены рекомендовать ритейлерам ограничить наценку на социально значимые продукты в 5%

Минсельхоз, Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планируют убедить ритейлеров ограничить наценку на ...

04.02.2022 Федеральные министерства намерены рекомендовать ритейлерам ограничить наценку на социально значимые продукты в 5%

УрБК, Москва, 04.02.2022. Минсельхоз, Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планируют убедить ...