В Екатеринбурге прошла встреча инициативной группы горожан, посвященная кампании по популяризации Шигирского идола — древнейшей деревянной статуи в мире. Представители городской администрации, бизнеса и общественности заявили о стремлении использовать потенциал артефакта на благо города.
Новые путиКак отметил заместитель главы Екатеринбурга Сергей Плахотин, Шигирский идол может стать новым символом не только Урала, но и всей России. Сейчас артефакт малоизвестен за пределами Свердловской области. Для исправления ситуации Сергей Плахотин предложил создать оргкомитет.
«Накануне дня рождения Шигирского идола мы собрались, чтобы сделать ему подарок, чтобы память о нем жила, чтобы его не забывали, чтобы он славил великую историю Урала», — сказал Сергей Плахотин.
Шигирский идол — древнейшая из известных в мире деревянных скульптур, возраст которой, по последним оценкам специалистов, насчитывает более 12 тысячелетий. При этом, как отметил российский кинорежиссер и продюсер Алексей Федорченко, за пределами Екатеринбурга о Шигирской культуре известно мало.
«Это главное, чем мы можем гордиться, ни в одном городе мира нет такого древнего артефакта. Мне кажется, о нем должны знать все. Не только у нас в стране, но и за рубежом. Потому что это одна из главных достопримечательностей России», — сказал Алексей Федорченко.
В качестве одного из способов популяризации Шигирского идола Алексей Федорченко предложил идею road-show — мирового турне, в ходе которого скульптура будет представлена публике в крупнейших городах мира.
«Можно сделать тур, привезти его, если это возможно, в Париж и Нью-Йорк, показать его как один из главных артефактов культуры мира», — предложил кинорежиссер.
Руководитель Центра авторских экскурсий «Екбгуляем» и «Школы авторских маршрутов» Дмитрий Москвин считает, что при правильном позиционировании Шигирский идол как символ Урала станет столь же известен, как египетские пирамиды и наследие ацтеков и майя.
«При правильном позиционировании этой истории, мы получим такой же эффект, как египтяне от Древнего Египта, как жители Латинской Америки от истории, связанной с ацтеками и племенами майя», — отметил Дмитрий Москвин.
Новые технологии Впрочем, возможность отправить Шигирского идола в мировое турне будет зависеть от различных факторов. В случае, если перевозить оригинал окажется невозможным, учредитель ИАА «УралБизнесКонсалтинг» Евгений Потапов предложил сделать 3D-копию.
«Самое эффективное действие для популяризации — создать самую качественную 3D-копию Шигирского идола. Выполнить объемное сканирование могут известные компании, которые будут только рады поучаствовать в таком событии. Они обеспечат технологическое и программное сопровождение. Процедура сама по себе станет мировым научно-культурным экшеном», — сказал Евгений Потапов.
Затем цифровые 3D-копии Шигирского идола по лицензии можно направить в музеи крупнейших городов мира. Современные методы печати 3D-изделий позволят ученым других стран исследовать шедевр мировой культуры.
Кроме того, цифровые копии статуи можно использовать для изготовления сувенирной продукции.
«В моем докладе на «Совете неравнодушных граждан» я
выступал с идеей о том, что для реализации творчества людей необходимо отдавать во франшизу узнаваемые символы, связанные с Екатеринбургом. Шигирский идол — один из таких символов», — подчеркнул Евгений Потапов.
По лицензии объемные цифровые копии Шигирского идола можно передать в пользование бизнесменам Екатеринбурга, которые работают в сфере креативной индустрии. Чтобы они вписывали экспонат в свои произведения, сувенирную продукцию, комиксы, фотографии, 3D-игры.
«Для творческих проектов можно использовать бесплатную лицензию. Для производства и продажи сувениров — определить минимальное символическое отчисление в городскую казну. Это будет справедливо», — добавил Евгений Потапов.
Президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев поддерживает идею превращения Шигирского идола в символ Екатеринбурга и Урала. А возможность создания сувениров, по его мнению, позволит ускорить этот процесс.
«Шигирский идол может стать ключевым символом для нашего города. Попытки создать общепризнанный, узнаваемый бренд предпринимались на протяжении 20 лет. Но у них были определенные изъяны. У Шигирского идола нет конкурентов. Кроме того, он может иметь еще и прикладное значение — в качестве сувенирной продукции. Это важная статья экономики для города. Мы можем сделать продаваемый сувенир. Узнаваемый символ, который может быть объемным, а не только в виде фотографий. И это не стоит сбрасывать со счетов», — считает Михаил Мальцев.
Дмитрий Москвин согласен с другими членами инициативной группы в том, что Шигирский идол — отличный объект для популяризации Урала, для воплощения в сувенирной продукции, анимации, видео. По его мнению, сейчас, пока памятник мало изучен, у творческих людей есть простор для интерпретации и возможность вписывать Шигирского идола в любой контекст.
«За всем этим пока больше мифа, чем рациональной истории. С этим можно достаточно вольно работать. Чем дальше мы будем в это углубляться, тем больше этот простор будет теряться. Мы будем больше понимать, узнавать реальный контекст. Поэтому сейчас самое время изучать, креативить и превращать Шигирского идола в живого персонажа нашей уральской истории и идентичности», — говорит Дмитрий Москвин.
Новая идентичностьПри этом все участники встречи отмечают, что Шигирского идола следует рассматривать как исторический артефакт и произведение искусства народов, которые населяли Урал задолго до нас.
Сергей Плахотин отмечает, что Шигирский идол — одна из самых важных находок для истории России и мира.
«Таких археологических находок в мире единицы. Если оценивать по культурному статусу, то в России, на мой взгляд, объектов, равных Шигирскому идолу по исторической и культурной значимости, нет. Есть мамонтенок Дима, есть палеолитическая стоянка Костенки под Воронежем, есть петроглифы в Мурманске, Аркаим, берестяные грамоты. Но по значимости, по научной и археологической ценности, на мой взгляд, Шигирскому идолу в России равных нет», — считает заместитель главы Екатеринбурга.
Сергея Плахотина поддерживает и Алексей Федорченко, считая, что Шигирский идол — прежде всего наследие культуры, а не символ верований древних обитателей Урала.
«Нужно пропагандировать его не как идола, а как произведение искусства», — подчеркивает кинорежиссер.
Дмитрий Москвин также делает упор на историчность Шигирского идола.
«Шигирский идол — это часть многотысячелетнего пласта истории Урала. Мы не должны заблуждаться, что мы здесь живем 300-400 лет, и до нас никакой истории не было. Она была. Эта история не менее древняя, чем история других народов мира. Это большие цивилизационные пласты. И Урал — это тысячелетиями обживаемый край. Поэтому Шигирский идол — важный символ. Об этой истории можно интересно рассказать, показать ее. На нее можно опереться как с точки зрения туризма, так и с точки зрения общего культурного пространства», — считает руководитель Центра авторских экскурсий «Екбгуляем».
Для изучения Шигирского идола Евгений Потапов предложил использовать новейшие достижения науки. Он считает, что привлечение к этому технологии искусственного интеллекта (ИИ) позволит узнать о статуе больше, чем с помощью традиционных методов исследований.
«Копии с высочайшим разрешением можно на определенных условиях отправить в научные институты всего мира. Сейчас мощно развиваются IT-технологии, ИИ, сетевые структуры. И поэтому если в разных уголках мира люди получат эту копию, они смогут не только делать с ней творческие проекты. Может быть, ученые на другом конце земного шара с помощью ИИ достроят этот объект или найдут его аналоги, и мы увидим то, что не можем увидеть сейчас. В том числе и потому, что на данный момент этот экспонат скрыт от общественности. Я вижу свою задачу в рамках «Совета неравнодушных граждан», в рамках работы по продвижению бренда Екатеринбурга, добиться возможности выполнить 3D-копию Шигирского идола и сделать так, чтобы от имени города она была доступна всем людям», — добавил Евгений Потапов.
Таким образом, перед Екатеринбургом стоит как минимум две амбициозные задачи. Первая — встраивание Шигирского артефакта в городскую айдентику и создание «Шигирской вселенной», которая будет стимулировать креативных людей генерировать новые смыслы для продвижения территории. И вторая — расширение влияния Шигирской культуры на весь мир.
УрБК будет следить за развитием событий.
Екатерина Метелева