Впервые с 2017 года стоимость проезда в наземном общественном транспорте Екатеринбурга
будет повышена. По последним данным — с 28 до 32 руб. С одной стороны, жители города часто недовольны качеством услуг, которые оказывают перевозчики: большой интервал движения, частые поломки, холодные салоны и устаревший подвижной состав. Но есть и другая сторона. Что скрывается за воротами автобусных гаражей, трамвайных и троллейбусных парков и ремонтных цехов — в репортаже ИАА «УралБизнесКонсалтинг».
Сегодня для обслуживания пассажиропотока у ЕМУП «Гортранс» есть 452 трамвайных вагона, 233 троллейбуса, 498 автобусов. Средний возраст трамвая составляет 36,4 года при нормативе 18 лет, троллейбусы в среднем работают на линии 25 лет при норме 10 лет. Лучше ситуация с автобусами: средний возраст городского автобуса 7-9 лет при нормативе 8 лет.
Однако, по словам заместителя директора ЕМУП Виктора Табакова, с автобусами тоже не все просто. В автопарке имеется 278 машин на газовом топливе и 220 — на дизельном. Из 220 дизельных единиц техники 40% нуждается в капитальном ремонте, чаще всего из строя выходят моторы. Капитальный ремонт мотора стоит около 500 тыс. руб. Чтобы вернуть на маршруты эти 40% автобусов, необходимо вложить в их восстановление около 150 млн руб.
Сотрудники автобусного парка отмечают, что нередко приходится ремонтировать и новые машины на газовом ходу. В первой партии «МАЗов», которую город получил в 2014-2015 годах, при эксплуатации было обнаружено большое количество недоделок. Часть из них механики устранили собственными силами. Выручил профессиональный опыт — средний возраст ремонтников в автопарке приближается к предпенсионному, молодежь идет сюда работать неохотно.
При проектировании новой партии автобусов, вышедших на линии города в 2020-2021 годах, изготовители учли пожелания водителей и механиков, кроме того, большая часть ремонтных работ на новых машинах осуществляется по гарантии. Мастера автопарка устраняют только мелкие неполадки или проводят текущее обслуживание. Высоко оценивают эксперты «Гортранса» и работу ремонтных бригад, чьими стараниями каждый день на пути выезжают чешские трамваи.
Обслуживанием подвижного состава ежедневная работа предприятия не ограничивается. Есть множество других проблем, которые накопились с течением времени. Одна из них — нуждающиеся в ремонте трамвайные пути. Около 40 км путей в городе находится в предаварийном состоянии, движение вагонов по ним для безопасности пассажиров и дорожного движения искусственно ограничивают до 10 км/ч. Один из самых известных таких участков — мост на Малышева. По словам главного инженера «Гортранса» Михаила Щипанова, для ремонта 1 км трамвайных путей в однопутном исчислении, по данным на 2021 год, требуется 70 млн руб.
Еще одна статья расходов, о которой не задумываются рядовые пассажиры, — обслуживание инфраструктуры. Когда в городе появились новые газовые автобусы, возникла проблема с их обслуживанием в цехах. Высоты не хватало, чтобы машины с газовыми баллонами на крыше могли заехать на ремонтные канавы. Первое время приходилось демонтировать баллоны и буксиром затягивать автобусы в помещение для обслуживания. Для устранения этой проблемы в короткие сроки автобусному предприятию пришлось перестроить ремонтный цех: с одной стороны здания специалисты опустили половое покрытие, с другой — подняли балки. Сейчас новые автобусы с газовыми баллонами на крыше беспрепятственно могут заезжать на ремонт и обслуживание своим ходом.
Виктор Табаков отмечает, что того количества подвижного состава, которое имеется в Екатеринбурге, достаточно, чтобы обслуживать пассажиропоток мегаполиса. При условии если починить все машины, которые нуждаются в ремонте, и периодически их заменять на новые. С автобусами это сделать проще — они стоят дешевле, но надежность у двигателей внутреннего сгорания меньше, чем у электротранспорта. Поэтому новые трамваи и троллейбусы стоят намного дороже — в них заложен больший ресурс.
Но не все проблемы можно решить деньгами. В последние годы, особенно после начала пандемии, «Гортранс» испытывает дефицит кадров. Из-за страха заразиться коронавирусом с предприятия ушли 7% сотрудников. Сейчас в городе не хватает 578 водителей автобусов, вакантно более 1 тыс. мест кондукторов, 318 вакансий открыто для ремонтного персонала. Средний возраст водителей составляет 48 лет. Среди кондукторов есть сотрудницы, которым около 80 лет.
Оплата труда на предприятии не повышались с 2016 года. Средняя зарплата за 2021 год составила 35 тыс. руб. Для водителей эта цифра составляет 44 тыс. руб., кондукторы в среднем получают 30-31 тыс. руб. Вакансии «Гортранса» размещены на всех площадках по поиску персонала. Руководство предприятия делает особый упор на то, чтобы в салонах транспорта был кондуктор. Летом этого года были случаи, когда оплату за проезд вынуждены были собирать водители. Эту проблему постарались решить оперативно.
Тариф стоимости проезда складывается из уже перечисленных и некоторых других затрат: расходы на воду, электроэнергию, ГСМ, налоги, зарплаты, содержание инфраструктуры, ремонт подвижного состава. За последние пять лет, которые существовал тариф 28 руб., стоимость услуг и расходников, которые необходимы предприятию, выросла. Тариф на электроэнергию увеличился на 41%, дизельное топливо подорожало на 58%, некоторые позиции по материалам на ремонт подвижного состава выросли в стоимости более чем в два раза. Например, сегодня для того, чтобы автобус на дизельном ходу проехал 100 км, требуется заправить его топливом на сумму 2 тыс. 500 руб. Для газовой машины стоимость меньше — от 1 тыс. 100 руб. до 1 тыс. 200 руб. в зависимости от сезона. Фактическая себестоимость одной поездки за 2021 год составила 38 руб. Именно этот показатель по данным на 2021 год был подан в качестве требуемого в Региональную энергетическую комиссию (РЭК).
Если бы сумму в 38 руб. одобрила РЭК, это позволило бы в ближайшее время начать ремонт находящихся в аварийном состоянии трамвайных путей и в целом улучшить финансовую ситуацию в «Гортрансе», кредиторская задолженность которого на сегодняшний день составляет 594 млн руб. Однако, по словам Михаила Щипанова, для решения всех существующих финансовых проблем предприятия стоимость проезда должна составлять порядка 48-50 руб.
Тем не менее руководство «Гортранса» отмечает, что повышение тарифов на проезд изначально всегда вызывает отток пассажиров, число которых со временем восстанавливается. Поэтому увеличением стоимости проезда до желаемых величин проблему не решить — часть горожан просто перестанет пользоваться общественным транспортом. Даже в связи с ростом стоимости проезда до предполагаемых 32 руб. эксперты ожидают уменьшение количества пассажиров. Поэтому первые финансовые результаты от повышения тарифа станут видны не ранее конца весны. Михаил Щипанов подчеркнул, что рост стоимости проезда хотя бы до 32 руб. позволит немного улучшить финансовое состояние предприятия и снизить размер долгов.
Но не только на повышение тарифов надеются руководители предприятия. На протяжении более чем десяти лет планово оптимизируются расходы «Гортранса». За эти годы было несколько волн сокращений штата сотрудников, больше всего это коснулось служащих и руководящего персонала, но не основных специальностей. Пришлось отказаться от своего пионерлагеря и санатория-профилактория, которые в качестве непрофильных активов были переданы в казну муниципалитета. Сдаются в аренду столовые, которые раньше находились на каждой производственной площадке.
Помимо роста тарифов, которого не удастся избежать и в дальнейшем, представители «Гортранса» видят еще один способ увеличить доход предприятия. Речь идет о добросовестном отношении пассажиров к оплате проезда. Как показал эксперимент с «бескондукторными» терминалами для оплаты проезда, который проходит в новых автобусах, курсирующих по маршрутам № 25, № 50 и № 59, 20% пассажиров не оплачивают проезд, если их к этому не принуждает проверяющий персонал транспортного предприятия. Но транспортники не теряют надежды на старый лозунг: «Совесть — лучший контролер». И «Гортранс», несмотря ни на что, продолжает работать, выводя каждый день на линии автобусы, трамваи и троллейбусы, чтобы горожане могли добраться на работу или домой.