Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Свердловской области 31 января рассмотрит проект постановления о повышении стоимости проезда в наземном общественном транспорте Екатеринбурга с 28 до 32 руб. Стоимость проезда в метро останется на прежней — 32 руб. за поездку. Соответствующий документ опубликован на сайте ведомства.
«Утвердить предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, за исключением внеуличного транспорта, сообщении по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в размере 32,00 рубля за поездку и место багажа», — говорится в постановлении.
Следует уточнить, что стоимость проезда в городском наземном общественном транспорте Екатеринбурга не росла пять лет — в последний раз она была повышена зимой 2017 года с 26 до 28 руб. А до этого — в 2015 году с 23 до 26 руб. Немного другая ситуация с метро — в 2019 году стоимость проезда на подземном транспорте выросла до 32 руб. в связи с модернизацией устаревших вагонов.
Причины роста транспортных тарифов очевидны — дорожает топливо, комплектующие и так далее, сотрудникам нужно повышать зарплаты, а парк общественного транспорта — обновлять. При этом отметим, что перевозчики настаивали на более серьезном росте тарифа и обращались со своими подсчетами в РЭК. В ноябре 2021 года они оценили себестоимость перевозки одного пассажира в 42 руб. на метро и 37 руб. — для ЕМУП «Гортранс».
«Понятно, что часть затрат, видимо, будем гасить за счет бюджета. Население не готово к такому уровню тарифа. В любом случае РЭК должен эти затраты посмотреть, подтвердить», — прокомментировал тогда заместитель главы Екатеринбурга Алексей Бубнов.
В итоге администрации города и перевозчикам удалось найти компромиссную цену — 32 руб., которые рассмотрит в начале следующей недели РЭК.
Добавим, что Екатеринбург — не единственный российский город, где в конце 2021 — начале 2022 года ставился вопрос повышения цен в общественном транспорте. Например, в Москве со 2 января текущего года стоимость проезда выросла от 1 до 4 руб. в зависимости от тарифа и способа оплаты. Сейчас разовая поездка в московском метро стоит 61 руб., в 2021 году — 60 руб., в 2020 — 57 руб.
Похожая ситуация наблюдается и в соседних регионах. В Перми с 10 января проезд в общественном транспорте подорожал с 26 до 33 руб. В феврале 2020 года тариф был повышен с 20 до 26 руб. До этого в последний раз проезд дорожал с 16 до 20 руб. в 2016 году. Этот сценарий похож на то, что происходит в Екатеринбурге: тариф растет раз в несколько лет, но на ощутимую сумму.
По иной схеме действует другой сосед уральской столицы: в Тюмени введена трехлетняя программа повышения стоимости проезда в общественном транспорте, которая была принята в 2021 году. В минувшем году одна поездка в тюменском общественном транспорте стоила 28 руб., в 2022 году — 29 руб., а через год тариф вырастет до 30 руб. Данную необходимость тюменские власти объяснили социально-экономическим прогнозом. Пойти дополнительные средства должны на дальнейшее функционирование общественного транспорта.
Схожим образом растут тарифы и в Сургуте, где увеличение стоимости составляет 1 руб. в год. Сейчас одна поездка в общественном транспорте там стоит 28 руб. — последнее повышение ценника тоже произошло в этом месяце.
Следует отметить, что во всех упомянутых российских городах видны общие тенденции. В первую очередь они проявляются в том, что местные перевозчики регулярно ходатайствуют о необходимости повысить стоимость проезда. Причем себестоимость перевозки одного пассажира во всех случаях оказывается выше актуальных тарифов — порой более чем на 10 руб. Однако в ходе переговоров устанавливается компромиссная цена, которая компенсируется дотациями.
Какой путь более правильный: Москвы, Тюмени и Сургута или Перми и Екатеринбурга — определить сложно. Но однозначно можно сказать, что в уральской столице этот вопрос давно назрел, поскольку ценник не менялся в течение пяти лет. Необходимые документы уже поданы, поэтому осталось дождаться решения РЭК.