На форуме 100+ TechnoBuild «АСК» поделился опытом народного проектирования для эффективного развития территорий
УрБК, Екатеринбург, 22.10.2020. Об опыте работы застройщика с жителями и о том, как учитывать их мнение при реализации проектов, на сессии форума 100+ TechnoBuild в Екатеринбурге рассказала заместитель директора по девелопменту компании «Атомстройкомплекс» Надежда Абакумова.
По ее словам, первые шаги по вовлечению граждан в процесс проектирования «Атомстройкомплекс» предпринял еще в октябре 2017 года. С тех пор в компании накопили немалый опыт взаимодействия с общественным мнением, а ценность такой работы возросла многократно.
Главным драйвером вовлечения горожан в процесс проектирования сегодня стало государство, которое сделало опрос мнения жителей обязательным при реализации проектов по благоустройству городских территорий с участием бюджетного финансирования. Но несмотря на это, застройщики не выстроились в очередь для работы с гражданами.
Как отметила Н. Абакумова, отсутствие у строителей рвения к взаимодействию с общественностью обусловлено в том числе негативным опытом застройщиков в прошлые годы.
В «Атомстройкомплексе» посчитали, что коллегам по отрасли будет интересно узнать о трудностях в работе с людьми, с чем столкнулась компания в начале пути к народному проектированию, как уральским строителям удалось их решить, а также о том, какую пользу вовлечение граждан к развитию территорий приносит застройщику сегодня.
В частности, Н. Абакумова рассказала коллегам о работе «Атомстройкомплекса» по проведению опросов граждан в сети Интернет и о том, как компания выстраивает взаимодействие с горожанами в офлайн-формате.
«Сегодня мы пришли к выводу, что граждан лучше спрашивать не о том, что они хотят видеть в будущем, а об их прошлом — об их прошлом опыте поведения на территории, поэтому мы пришли к выводу, что интернет-опросы — это только первый этап большой работы с населением, за которым обязательно должны идти следующие формы взаимодействия», — сообщила коллегам Н. Абакумова.
Сегодня «Атомстройкомплекс» на этапе проектирования территорий использует другие инструменты, основанные на живом общении с людьми: индивидуальные интервью, фокус-группы, презентации, воркшопы с узкими специалистами.
«Изначально у нас создавалось мнимое впечатление, что после массовой активности в интернете последует такая же активность в формате офлайн. Но это не так. То, что на встречи приходило 30-50 человек, сначала мы воспринимали это как разочаровывающий фактор, но поняли, что работа с людьми, которые готовы потратить свое время, чтобы прийти и обсудить проект, также может быть очень полезна», — сказала Н. Абакумова.
В «Атомстройкомплексе» уточнили, что контактное общение с людьми требует большого количества времени, особенно при наличии полярных мнений об использовании территории, когда кто-то выступает за парковку, а кто-то за двор без машин.
«Качественная работа с населением увеличивает количество времени, необходимого на проектирование, в 1,5 -2 раза. Взамен компания получает более качественные данные для работы, а при условии выполнения просьб жильцов приобретает сторонников проекта», — утверждает представитель «Атомстройкомплекса».
По словам Н. Абакумовой, при изучении общественного мнения в компании полностью и в лучшую сторону изменилось отношение к проектированию территорий в целом. В этом им помог метод сбора информации — наблюдение. Эту практику в компании позаимствовали у зарубежных девелоперов.
«В течение нескольких месяцев социологи фиксировали поведение людей на дворовых территориях четырех жилых домов в разных локациях. Изначально мы хотели составить некий рейтинг малых архитектурных форм, но в результате получили более обширные знания о модели поведения граждан, которые полностью изменили наше отношение к проектированию и благоустройству изначально дворовых территорий, а впоследствии и общественных пространств», — сообщила Н. Абакумова.
Сегодня на вооружении компании находится метод сбора информации, который называется «бомбардирование мебелью».
«Суть в том, что привычная для людей территория меняется при размещении там мебели разных форм. И мы увидели, что как только меняется городское пространство, кардинально меняется портрет людей, которые там проводят время», — делится опытом Н. Абакумова.
В «Атомстройкомплексе» пришли к выводу, что на сегодняшний день наблюдение — самый эффективный способ сбора информации для архитекторов, а некоторые обычные граждане все же могут быть источником открытий даже для профессионалов. Вовлечение аудитории к народному проектированию и внимание к их пожеланиям — долгосрочный источник доверия потребителей, резюмировала замдиректора компании по девелопменту Н. Абакумова.