Более половины предпринимателей в РФ сообщили о снижении личных доходов из-за пандемии
УрБК, Москва, 05.10.2020. Более половины российских предпринимателей и руководителей (57%) признались, что их личный доход упал из-за коронакризиса. Таковы результаты опроса, который проводил разработчик ПО для управления бизнесом «Мегаплан».
По данным исследования, 23,9% опрошенных заявили, что в значительной мере увеличили расходы на офисные нужды компаний после выхода из самоизоляции. Противоположная ситуация у 13,7% респондентов, которые, напротив, сократили затраты.
При этом переехать в офис с более низкой арендой из-за последствий пандемии коронавируса были вынуждены 35,9% участников опроса, а 9,5% признались, что отказались от офиса в целях экономии средств. Половина опрошенных (49,6%) сообщили, что арендодатель пошел навстречу предпринимателям и сократил стоимость аренды. Кроме того, 4,9% опрошенных рассказали, что им удалось переехать в более дорогой офис.
«Увеличить затраты на IT-инструменты в компании смогли себе позволить 61,6% респондентов. 5% опрошенных заявили, что расходы по этому направлению были снижены, а 3,9% отказались от IT-инструментов из соображений экономии. Больше всего предприниматели после самоизоляции увеличили затраты на CRM-системы (32%), на втором месте оказались облачные инфраструктуры (18%), а на третьем — сайты компаний (16,3%). Меньше всего предприниматели увеличивали расходы на машинное обучение (8,7%), digital-маркетинг (6,4%) и чат-ботов (5,8%)», — говорится в результатах проведенного опроса.
Более трети участников исследования (34,2%) рассказали, что в их компании зарплаты линейных сотрудников были снижены в связи с коронакризисом. Сохранить заработок сотрудников смогли 41,5% предпринимателей и руководителей в секторе МСБ. Однако 14,8% признались, что были вынуждены расстаться с некоторыми коллегами.
Из числа опрошенных предпринимателей 58,8% признались, что лишили премий и надбавок своих сотрудников на фоне кризиса. Лишь 9,5% заявили, что, напротив, увеличили зарплаты некоторым работникам. Причем 42,6% предпринимателей, участвовавших в исследовании, заявили, что были вынуждены брать денежные средства на поддержку бизнеса в заем. При этом 6% респондентов отметили, что их прибыль на фоне кризиса в связи с пандемией коронавируса, наоборот, выросла.
«Коронакризис поменял расстановку сил в бизнесе, и многим предпринимателям пришлось кардинальным образом пересматривать расходы на его развитие и поддержку. Результаты исследований говорят о том, что положительным образом пандемия повлияла на очень незначительное количество предприятий. Тем не менее многие из них увеличили расходы на автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов, а значит, стали более эффективными», — отмечает генеральный директор «Мегаплана» Сергей Козлов.
Негативное влияние коронакризиса на бюджеты PR и маркетинга ощутили на себе 43,7% участников исследования. На этом фоне 13,7% респондентов, наоборот, увеличили затраты на продвижение компании и бренда. И только 9,2% респондентов были вынуждены отказаться от маркетинга и PR-сопровождения из-за кризиса.
Кроме того, почти половина участников исследования (47,9%) сократила расходы на КСО (корпоративная социальная ответственность) после выхода из периода жестких ограничений, при этом 13% опрошенных предпринимателей отказались от соцпроектов вообще. И лишь 10,9% позволили себе увеличить затраты на социальную ответственность, а 28,2% респондентов заявили, что расходы по данному направлению в их компаниях не изменились.
Отметим, что всего в опросе «Мегаплана» приняли участие 1 тыс. 284 руководителя и собственника МСБ.