На текущей неделе губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил, что крупные торговые объекты в регионе будут открыты не раньше третьего этапа отмены карантина. Сроки полного снятия ограничений глава региона не уточнил. Впрочем, как и время открытия летних веранд и магазинов площадью до 800 кв. м., что подразумевается на втором этапе. В соседних регионах местные власти уже начали снимать ограничения с торговых центров, не дожидаясь завершающей фазы карантина. В Свердловской области тем временем пошел сотый день со дня закрытия большей части бизнеса.
Как ранее писал УрБК, серия поэтапного снятия карантина в российских регионах началась с 8 июня. Основным ориентиром выступила Москва, где уже к середине июня открылись гипермаркеты, торговые центры и летние веранды. Столичный тренд распространился на другие регионы. В частности, со вчерашнего дня торговые центры и другие крупные объекты были открыты в Тюменской области. При этом соседний со Свердловской областью регион официально находится на втором этапе. Все-таки план Роспотребнадзора по выходу из карантина расписан как рекомендации, чтобы оставить главам регионов пространство для маневров.
Крупные магазины и гипермаркеты возобновили работу в Калининградской, Вологодской, Омской, Кировской и других областях. Средний Урал с 9 июня забуксовал на первом этапе. Руководство региона третью неделю не может решиться, когда выходить на новые послабления.
«Сейчас мы на первом этапе, но сразу, как только позволит ситуация, будем двигаться дальше. Знаю, что торговые центры ведут большую работу по подготовке к открытию: закупаются необходимые средства индивидуальной защиты, санитайзеры. Все должны быть уверены в безопасности — и покупатели, и сотрудники ТЦ», — говорилось 23 июня 2020 года в официальном Instagram-аккаунте губернатора Свердловской области.
Вместе с тем глава региона пообещал сразу на втором этапе разрешить работу летних веранд заведений общепита. Но в то же время Е. Куйвашев не уточнил, когда этот период настанет и будут ли открыты магазины площадью до 800 кв. м., как это прописано в рекомендациях Роспотребнадзора.
Однако ресурсы ожидания свердловского бизнеса исчерпаны, о чем свидетельствует письмо президента Ассоциации кулинаров и рестораторов Свердловской области Аркадия Пономарева в адрес главы региона.
Представителя отрасли удивило, что с одной стороны в регионе проводятся спортивные массовые мероприятия с участием до 3,5 тыс. болельщиков, а также организован Парад Победы, и в то же время сохранены строгие ограничения для бизнеса.
«Наши ресурсы исчерпаны, кредитные лимиты обнулены, займы потрачены в первые месяцы пандемии, большинство из нас находится на грани банкротства! Мы имеем огромные долги перед арендодателями, поставщиками, банками, лизинговыми компаниями, налоговыми органами и иными государственными организациями, а самое главное — перед людьми», — говорится в письме, опубликованном на сайте организации 25 июня 2020 года.
Как отмечает А. Пономарев, на 100% потеряны обороты у заведений общепита, расположенных в торговых центрах. Остальные получают 10% от докризисной выручки за счет доставок. Спасти ресторанный бизнес, по словам автора письма, может только снятие ограничений не только с летних кафе, но и стационарных точек. Подобные настроения царят и в других отраслях. Особенно пострадали сетевые организации, которые сосредоточились на площадках торговых центров.
На этом фоне примечательно, что некоторые крупные объекты в Екатеринбурге работали еще с апреля после введения послаблений на отдельные виды деятельности. Например, третий месяц остается открытым торгово-развлекательный центр «Глобус», где на первом этаже сосредоточились предприятия торговли, попавшие в апрельский список губернатора. И до настоящего времени эпидемиологическая обстановка в ТРК спокойная. Подобная картина наблюдается в гипермаркетах, которые продолжают работу за счет ассортимента товаров первой необходимости.
Сложившаяся в уральской столице ситуация отличается от того, что прописано в указах губернатора Свердловской области. Карантина, который соблюдается полностью и неукоснительно, уже не существует. Речь скорее идет о некой избирательности в ограничениях для бизнеса. И причины этих запретов уже сложно объяснить ростом (или снижением) динамики заболеваемости. Тем более, как показывает сама статистика, открытие новых магазинов независимо от их площадей на эпидемиологическую картину не влияет.