В 2018 году 37% россиян сталкивались с нарушениями потребительских прав
УрБК, Москва, 21.03.2019. За прошедший год 37% опрошенных россиян сталкивались с нарушениями своих потребительских прав. Об этом сообщает пресс-служба Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
На регулярное нарушение своих прав в половине случаев и чаще жалуются 4% россиян, еще 3% считают, что их потребительские права нарушаются примерно в четверти случаев, тогда как относительное большинство — 30% опрошенных — указали, что за прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза.
Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители отмечают факты нарушения прав потребителей: среди сельчан с ними сталкивались 34%, а среди жителей столиц — 43%.
Респонденты, столкнувшиеся в минувшем году с нарушениями потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров с истекшим сроком годности (47% в 2019 году против 40% в 2010 году), ненадлежащее качество товаров и услуг (40%), обсчет и обвес (33% против 46%), а также некомпетентность и невнимание со стороны персонала (32% против 20%).
Каждый четвертый (26%) респондент сталкивался с необоснованным завышением цен (рост с 13% в 2010 году). Жители городов-миллионников чаще, чем жители других населенных пунктов, встречаются со всевозможными нарушениями своих потребительских прав.
Две трети (69%) россиян знают, что их потребительские права защищены законом, однако его содержание представляют только в общих чертах. При этом отмечается рост тех, кто знает, в чем заключаются их права как потребителей (с 11% в 2010 году до 16% в 2019 году), тогда как доля тех, кому ничего об этом неизвестно, снизилась (с 20% до 12%).
Кроме того, заметно снизилась доля тех, кто не знает, куда обращаться за защитой своих потребительских прав: если в 2010 году она составляла 38%, то на сегодняшний день — 8%. Чаще всего россияне справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в Общество защиты прав потребителей (54%) или в Роспотребнадзор (45%). Каждый шестой (15%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в суд. Реже респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит полиция (11%) или администрация города (10%).