Власти Екатеринбурга могут приостановить запланированную с 1 июля 2019 года транспортную реформу. Как пояснил глава города Александр Высокинский, кардинальное изменение маршрутной сети не будут проводить до тех пор, пока не выполнят все расчеты, необходимые для сохранения текущего тарифа на проезд и дублирования отмененных коммерческих автобусов. В то же время в администрации уральской столицы готовятся точечные нововведения по «оптимизации» отдельных маршрутов.
Напомним, первоначально администрация Екатеринбурга
планировала запустить транспортную реформу с 1 июля 2017 года. Ее основой являлась новая маршрутная схема движения общественного транспорта. Авторы реформы предлагали в разы сократить количество маршрутов и ввести пересадочную систему. Это позволило бы снизить расходы муниципальных перевозчиков. Однако после массовых протестов горожан проект отправили на доработку.
Как пояснил сегодня в ходе брифинга Александр Высокинский, оптимизация маршрутной сети, лежащая в основе реформы, необходима в конечном счете для сдерживания тарифа на проезд. По его словам, в настоящее время Екатеринбург тратит на транспортные дотации около 1 млрд руб., при этом отрицательный финансовый результат ежемесячно достигает порядка 50 млн руб.
«За последние 5-6 лет произошло перераспределение пропорций. В начале 2010 года работало порядка 400-500 муниципальных автобусов, которые обслуживали горожан. Сегодня их около 200. У транспортников нет денег на ремонт, часть машин стоит под забором. И при этом работают порядка 1 000 частных автобусов. Если мы эту ситуацию оставляем, то положение транспортных предприятий продолжает ухудшаться. Они по закону имеют право прийти, показать обоснованные затраты и снова поднять вопрос о тарифе. То есть мы сами сперва отдаем выручку, а потом горожанам предъявляем повышенный тариф. Это ненормально», — сказал А. Высокинский.
Однако ситуация с отменой коммерческого автобусного маршрута № 024 заставила власти задуматься о возможных последствиях масштабных изменений транспортной сети. Жители города организовали протесты, отправили жалобы во все инстанции вплоть до администрации президента РФ, всплеск социальной напряженности привлек внимание депутатов разных уровней, уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой, полномочного представителя президента РФ в УрФО Николая Цуканова, главного федерального инспектора Свердловской области Михаила Кагана.
В результате городским властям пришлось пересмотреть свое решение: возвращать маршрут они не стали, но скорректировали схемы движения автобусов № 57-А и № 012 так, чтобы они максимально скомпенсировали отмененный маршрут.
«Уже завтра, 30 января, муниципальные автобусы № 57-А повезут пассажиров маршрута № 024 от конечной остановки на улице Новосибирской 2-й (микрорайон Вторчермет) до площади 1905 года, полностью повторяя конфигурацию движения 024 автобуса в южной части зоны его действия. А с пятницы, 1 февраля, потенциальные пассажиры отмененного маршрута аналогичным образом поедут по его северной части, от центра города (площадь 1905 года) до конечной остановки «Хладокомбинат» в микрорайоне Сортировочном. Это направление в полном объеме закроет автобус № 012: он будет следовать в точности по маршруту, который обслуживал автобус № 024», — пояснил на брифинге председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети Игорь Федотов.
По словам Александра Высокинского, в дальнейшем администрация Екатеринбурга собирается учесть допущенные ошибки и сначала делать все расчеты, в том числе касающиеся компенсации отменяемых маршрутов, а потом уже выводить коммерческие автобусы. В том числе власти обещают обсуждать изменения с общественностью. То же касается и планируемой транспортной реформы.
«Если мы до конца эти решения не обсудим и не примем, то с 1 июля в транспортную реформу не пойдем. Я ее приостановлю, чтоб не было такого обвала. Возможно, понадобится переходный период», — сказал глава города.
Впрочем, даже рассчитать начало работы автобусов, компенсирующих маршрут № 024, транспортному комитету оказалось затруднительно. Так, в пятницу на официальном сайте уральской столицы было опубликовано заявление о том, что «с понедельника, 28 января, ЕМУП «Гортранс» запустит муниципальный автобус 57-А по «южному плечу» следования маршрута 024». Однако сегодня Игорь Федотов пояснил, что это произойдет только в среду, а пока проводятся подготовительные мероприятия.
В этой связи вряд ли можно надеяться, что обещанный «тщательный анализ» позволит избежать в дальнейшем проблем при изменении маршрутной сети в Екатеринбурге. Не исключено, что «переходный период» транспортной реформы затянется на неопределенное время. Однако власти города не намерены прекращать точечные «репетиции» нововведений. В частности, сегодня они обсуждают возможность замены коммерческого автобуса № 2 троллейбусом. Как город примет подобные инициативы, покажет время.