Топливо в Свердловской области дорожает из года в год, однако его качество порой оставляет желать лучшего. Помимо этого, сохраняется проблема с махинациями на автозаправочных станциях (АЗС). В частности, распространенной остается проблема недолива топлива. Для наведения порядка у надзорных органов и у производителей топлива, по их признанию, не хватает ресурсов. Поэтому заботиться о качестве заливаемого бензина по большей части приходится самим автомобилистам.
О ситуации с нарушениями в сфере оборота топлива сегодня на пресс-конференции в Екатеринбурге рассказала руководитель Уральского межрегионального территориального управления Росстандарта Светлана Михеева. По ее словам, проверки в 2016-2017 году выявило 8% некачественного топлива от общего объема, реализуемого на территории Свердловской области. В 2015 году ситуация была намного хуже — 42,5% нефтепродуктов не соответствовали требованиям технического регламента.
В этой статистике был учтен как бензин на сетевых АЗС, так и нефтепродукты, которые реализовывали индивидуальные предприниматели. В большинстве случаев факты продажи некачественного бензина приходились на вторую группу. Коммерсанты с размешенным топливом открывали свои точки на отдаленных территориях и за пределами автомобильных дорог.
В частности, на севере области сотрудники Росстандарта нашли несуществующие в официальном реестре виды топлива: «эконом бензин», «топливо для иностранных генераторов», «бензин эконом». По словам С. Михеевой, с таким она столкнулась впервые за время своей работы.
Впрочем, представленная статистика, по всей видимости, вряд ли может отражать всю картину по качеству топлива. Как признает Светлана Михеева, в ведомстве насчитывается всего 11 инспекторов, и они не могут «объять необъятное». В основном проверки по качеству топлива проводятся по жалобам потребителей. Однако у автомобилистов, отмечает начальник отдела соответствия ФБУ «Уралтест» Евгений Сысуев, не развита «культура обращений в государственные органы» по вопросам качества бензина. Нередко водители ограничиваются заказами экспертиз и подачей искового заявления в суд в случае нанесения ущерба из-за плохого топлива.
На какой стадии в Свердловской области распространяется некачественный бензин, специалисты сказать затруднились. Е. Сысуев лишь предположил, что посторонние примеси могут попадать в топливо еще на нефтеперерабатывающих заводах.
Помимо этой проблемы в Свердловской области распространены манипуляции на АЗС. В частности, С. Михеева, по ее словам, столкнулась с недобросовестным обслуживанием.
«Сегодня утром я заправлялась на заправке «Газпромнефти» на улице Восточной. Мне не долили на 20 коп. Казалось бы, 20 коп. Но если с каждого (автомобилиста — прим. ред.), это уже неплохой куш для АЗС», — сказала руководитель Уральского межрегионального территориального управления Росстандарта.
Светлана Михеева добавила, что в ведомстве принято решение в 2018 году обратить особое внимание на проблему недолива топлива на АЗС. По ее словам, чаще всего манипуляции с топливом осуществляют операторы автозаправочных станций, которые ставят дополнительное оборудование.
«Владельцы АЗС не заинтересованы в этом дополнительном оборудовании, которое устанавливается на АЗС. Безусловно, химичат сами операторы», — сказала С. Михеева.
По ее словам, ведомство обращалось по вопросу контроля к компаниям-владельцам, но там ей пояснили, что для мониторинга им «не хватает рук». Отсутствие массовых жалоб на недолив, по всей видимости, говорит о том, что автомобилисты редко ввязываются в споры с собственниками АЗС из-за 20 коп., а уж тем более — подают заявления в надзорные органы.