Статьи
13.06.2017

Проблемные долги «Уралвагонзавода»

 Фотография с официального сайта  «Уралвагонзавода»В последние годы финансовые результаты НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) оставляют желать лучшего. По итогам 2014 года чистый убыток корпорации по МСФО составил 5,3 млрд руб., в 2015 году — 16,4 млрд руб., в 2016 году — 4,5 млрд руб. Для покрытия этого разрыва УВЗ был вынужден брать банковские кредиты и выпускать облигации. Однако впоследствии выяснилось, что без прямой государственной поддержки корпорация не в состоянии обслуживать долги. Некоторое время назад предприятие из-за конфликта с Альфа-банком даже оказалось на грани банкротства.

Сегодня появилась информация, что НПК «Уралвагонзавод» привлекает кредитную линию Сбербанка лимитом 17 млрд руб. на погашение облигаций. Соответствующая информация появилась на портале госзакупок. Кредитная линия открывается на срок по 13 июня 2024 года под 9,75% годовых. Указывается, что средства предназначены для выплаты номинальной стоимости четырех выпусков облигаций УВЗ, общий объем которых составляет 24 млрд руб.

Из этого можно сделать два вывода. Во-первых, собственных средств корпорации недостаточно для погашения облигаций, поэтому она вынуждена брать новые кредиты. Во-вторых, новый займ предполагается выдать на льготных условиях. Ставка 9,75% годовых вдвое ниже среднерыночной. Это означает, что государство возьмет на себя часть нагрузки по обслуживанию долга корпорации.

Отметим, что это далеко не первый случай, когда предприятие оказалось не в состоянии выполнять взятые на себя финансовые обязательства. Можно вспомнить громкий конфликт между и УВЗ и Альфа-банком. В июне 2016 года кредитное учреждение подало в Арбитражный суд Свердловской области иск о признании НПК «Уралвагонзавод» банкротом.

Как сообщалось ранее, тяжба между Альфа-банком с одной стороны и УВЗ и его «дочками» ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк «Тракторозаводский» (ТПТ) с другой началась после того, как ЧТЗ допустил просрочку по кредиту Альфа-банка, поручителем по которому выступают УВЗ и ТПТ. После этого банк потребовал вернуть весь кредит размером 338 млн руб. В апреле 2015 года Альфа-банк обратился в суд с иском о взыскании долга по нескольким кредитам, сумма иска с учетом просрочек и неустоек составляла 6 млрд 054 млн руб. и 39,7 млн долл. США. Позже Альфа-банк уточнил сумму иска, потребовав к взысканию с УВЗ и его дочерних организаций 7 млрд 346 млн руб., а также 30,2 млн долл. США по шести кредитным линиям.

В конце 2016 — начале 2017 года этот конфликт был урегулирован. В декабре прошлого года «Газпромбанк» выделил средства на погашение долга УВЗ перед Альфа-банком под обеспечение государственными гарантиями. В феврале 2017 года задолженность перед банком погасил «Уралтрансмаш» (входит в состав интегрированной структуры УВЗ), в марте — ЧТЗ-Уралтрак.

В итоге конфликт был исчерпан. Однако это произошло только после вмешательства государственных структур. Вызывает сомнение, что УВЗ смогла бы самостоятельно выбраться из этой ситуации. Очевидно, что корпорация является стратегическим предприятием для российского оборонно-промышленного комплекса, поэтому банкротства предприятия никто не допустит. После того, как ситуация стала критической, государство протянуло УВЗ руку помощи.

Можно только предполагать, что случилось бы с корпорацией, если бы она не была единственным в России производителем танков. В этом случае она бы вряд ли смогла рассчитывать на рефинансирование долгов в госбанках на льготных условиях, а также на предоставление госгарантий. Скорее всего, единственным выходом из этой ситуации было бы финансовое оздоровление через процедуру банкротства. Обслуживать долг без господдержки УВЗ, по всей видимости, не может.

На этом фоне желание «Ростеха» приватизировать НПК «Уралвагонзавод» выглядит логичным. Финансовые расходы на содержание предприятия кажутся неоправданно высокими. Поэтому государству выгодно передать корпорацию в частные руки. Однако инвесторов, которые бы хотели получить контроль над УВЗ, пока не наблюдается. Как отмечают эксперты, для успешной приватизации потребуется сократить объем задолженности корпорации или избавить от непрофильных активов.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
13.06.2017 «Уралвагонзаводу» не хватает 17 млрд рублей на погашение облигаций

УрБК, Екатеринбург, 13.06.2017. Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в «Ростех») привлечет ...

06.03.2017 НПК «Уралвагонзавод» полностью погасила задолженность перед Альфа-Банком

УрБК, Екатеринбург, 06.03.2017. Предприятие «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в состав НПК «Уралвагонзавод») полностью погасило ...

17.01.2017 НПК «Уралвагонзавод» получила госгарантии на сумму 25,7 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 17.01.2017. НПК «Уралвагонзавод» получила государственные гарантии в объеме 25,7 млрд руб. для ...

05.10.2016 «Уралвагонзавод» и «Альфа-банк» заключили мировые соглашения по «дочкам» корпорации

УрБК, Екатеринбург, 05.10.2016. Представители АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» и АО «Альфа-Банк» ...

31.05.2016 По итогам I квартала убыток Альфа-Банка по МСФО составил 283,7 млн рублей

УрБК, Москва, 31.05.2016. В I квартале 2016 года Альфа-Банк получил чистый убыток по МСФО в размере 283,7 млн руб. Об ...