Ситуация, сложившаяся вокруг задержек и отмен рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа», не только в очередной раз дискредитирует турбизнес в глазах потребителей, но и может иметь отдаленные негативные последствия для российских южных направлений. Эксперты отмечают, что, несмотря на принятые участниками бизнеса меры, летний отдых многих уральцев сегодня оказался под вопросом. Если же в перспективе перевозчик уйдет из Екатеринбурга, это может привести к росту цен на туры в Сочи и Крым и снижению конкурентоспособности данных направлений.
Напомним, задержки рейсов «ВИМ-Авиа», в том числе с вылетом из Екатеринбурга, начались в конце мая. Так, 30 мая возникли проблемы с вылетом у пассажиров, следующих из уральской столицы в Даламан (Турция). 2 июня в этом же направлении лайнер авиакомпании не смог принять на борт всех пассажиров, так как оказался менее вместительным, чем ранее запланированный. В дальнейшем перевозчик отменил с 4 по 14 июня чартеры Сочи — Екатеринбург, летающие в среду, пятницу и воскресенье, а также чартерные рейсы Симферополь — Екатеринбург по средам и воскресеньям.
«ВИМ-Авиа» объяснила сокращение чартерной программы нехваткой бортов. Причиной этого стал несвоевременный возврат с техобслуживания трех самолетов компании.
«Решение связано с необходимостью минимизировать веерные задержки рейсов, возникшие на фоне позднего прибытия трех воздушных судов с планового обслуживания», — говорится в сообщении перевозчика.
По словам участников рынка, из Екатеринбурга самолетами «ВИМ-Авиа» отправляются клиенты «НТК Интурист», купившие туры в работающих с данным оператором турагентствах Урала, а также самостоятельные туристы. Ситуация осложняется отсутствием оперативной информации от авиакомпании и туроператора, в результате чего страдают и граждане, зря приезжающие в аэропорт, и агентские компании, вынужденные своими силами решать проблемы потребителей.
«В настоящее время мы занимаемся пересадкой туристов, купивших путевки в Симферополь, на рейсы других авиакомпаний или компенсируем стоимость авиабилетов из собственных средств. Одновременно мы и другие туроператоры ведем переговоры с «ВИМ-Авиа», авиакомпания обещает сделать возврат средств. Мы надеемся, что ситуация разрешится в деловом порядке, без конфликтов», — рассказала директор группы компаний «Зима-Лето» Ольга Гуляр.
Впрочем, общественный уполномоченный по защите прав туристов Свердловской области Вадим Винер отмечает, что несмотря на принимаемые меры, десятки уральских туристов не смогут вовремя отправиться на отдых или будут вынуждены оплатить перелет в другой авиакомпании из своего кармана и потом ждать компенсации.
«Пока к нам за помощью обратился 21 человек, в основном это те, кто покупал только билеты на самолет. Их немного, но число может вырасти: пока не улетели вовремя из Екатеринбурга или отменены четыре самолета, но будут еще, и не факт, что с 15 июня ситуация выровняется, как обещает перевозчик. При этом, хотя всем пострадавшим гражданам деньги должны быть возвращены в полном объеме, сроки возврата «НТК Интурист» пока не называет. То есть отдых у многих людей будет сорван. Некоторым приходится, чтобы не потерять забронированное наземное обслуживание, покупать билеты за свой счет в надежде на то, что деньги им потом вернут», — рассказал Вадим Винер.
Представители турбизнеса отмечают, что сложившаяся ситуация наносит существенный урон репутации туротрасли, которая в 2014-2016 годы и так значительно пострадала. Наметившиеся на рынке положительные тенденции, такие как активизация раннего бронирования и увеличение турпотоков, наблюдавшиеся в последние месяцы, могут пойти на спад.
«Перенос и отмена рейсов «ВИМ-Авиа» негативно сказываются на отрасли в целом: они напоминают туристам, что проблемы могут возникать там, где их совершенно не ждешь. Человек заранее оплачивает тур, планирует свой вылет, но не может отправиться в отпуск вовремя из-за действий авиакомпании, которая имела все лицензии и не вызывала подозрений», — считает исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
По его словам, ситуация может иметь и отдаленные негативные последствия, особенно для российских южных направлений, которые в этом сезоне и так испытывают трудности из-за конкуренции со стороны Турции.
«Если программы «ВИМ-Авиа» по Крыму и Сочи не будут выполнены, это будет означать ослабление конкуренции среди авиаперевозчиков, которое вызовет рост стоимости российского турпродукта и снижение его привлекательности для граждан. Особенно это актуально для уральских туристов, которым авиаперелет в Крым и так обходится дорого. Такая возможность уже вызывает серьезные опасения», — пояснил Михаил Мальцев.
Таким образом, несмотря на относительно небольшое количество задержанных или отмененных рейсов «ВИМ-Авиа» из Екатеринбурга, возникшие у авиакомпании сложности могут иметь долгосрочные последствия для уральского туристического рынка. Подробно их прогнозировать эксперты пока не берутся, но уже сегодня понятно, что проблема гарантий реализации планов на отдых для туристов остается актуальной, несмотря на все принятые отраслью и законодателями меры.