Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей (СОСПП) провел социологический опрос среди представителей уральского бизнеса. В нем приняли участие 156 директоров компаний. Исследование показало серьезный разрыв в финансовом положении малого и крупного бизнеса. Чем меньше предприятие, тем хуже у него финансовая ситуация. Также выяснилось, что весь свердловский бизнес имеет серьезные претензии к качеству инвестиционного климата в регионе.
Результаты исследования предприятий представил первый вице-президент СОСПП Михаил Черепанов. 22,4% свердловских компаний сообщили, что имеют позитивную динамику развития. 37,1% работают стабильно, без положительной или отрицательной динамики. 22,4% заявили, что находятся в стабильно-тяжелой ситуации, но по сравнению с предыдущим годом изменений не произошло. 11,5% организаций считают, что экономическое положение предприятия за год заметно ухудшилось.
Обращает на себя внимание серьезный дисбаланс между различными сегментами предпринимательства на Среднем Урале. В частности, улучшение ситуации отметили 41% опрошенных компаний крупного бизнеса, 22,5% среднего и 11,2% малого. Чем больше предприятие, тем стабильнее оно себя ощущает. Ухудшение ситуации зафиксировали 17,7% представителей малого бизнеса и 12,8% крупного.
Основные проблемы, на которые указывает бизнес, — это кризис потребления, связанный со снижением платежеспособности населения, высокая стоимость сырья при государственном тарифном регулировании цен на некоторые виды продукции и услуг, высокие кредитные ставки и система тендеров.
«35,9% предприятий посетовали на неэффективность и недостаточность мер поддержки бизнеса со стороны государства. 34,6% считают главной проблемой высокие тарифы естественных монополий, 28,2% — проверки надзорных и правоохранительных органов, 23,7% — сокращение возможностей по кредитованию. В рейтинге необходимых, по мнению предпринимателей, действий для улучшения инвестиционного климата в Свердловской области первое место занимает предоставление налоговых и других мер поддержки бизнеса (58,3%). На втором месте — совершенствование мер государственно-частного партнерства (30,1%). Чуть ниже (25,6%) уровень ожиданий от определения приоритетных направлений инвестиционной политики. На нижней позиции оказался вопрос развития транспортно-логистической сети (7,1%)», — сообщил Михаил Черепанов.
По результатам опроса СОСПП также был составлен рейтинг удовлетворенности бизнеса от взаимодействия с федеральными органами власти, действующими на территории Свердловской области. Самые высокие оценки (по пятибалльной шкале) получили Управление регистрации кадастра и картографии (3,61), прокуратура (3,5) и ГУ МВД (3,43). Наиболее низкие — Управление ФНС (3,33), ФАС (3,29) и представительство Минпромторга (3,27).
«Результаты опроса показывают, как бизнес-сообщество реагирует на угрозы, которые существуют. В кризисные годы не сразу следует реакция. Предприятия какое-то время живут на старых «запасах прочности». Потом следует очень сильный спад, когда преобладают пессимистичные настроения. Сейчас мы видим, что экономическая ситуация остается очень сложной, но ответы на вопросы становятся более позитивными. Предприятия постепенно адаптируются к новым условиям», — заявила представитель УрГЭУ Анна Полякова.
Заведующий сектором экономических проблем отраслевых рынков Института экономики УрО РАН Григорий Коровин считает, что свердловский бизнес по-прежнему видит серьезные помехи для своего развития.
«Я посмотрел на первые пять главных барьеров и сделал для себя следующий вывод. Видно, что в их основе лежит неэффективность государственного управления и забюрократизированность всех процедур. Эта проблема не решается уже длительное время. Если крупные предприятия еще находят способы взаимодействия с госструктурами, то у малых просто нет каналов для этого. Возможно, именно поэтому большие компании сейчас настроены более оптимистично», — полагает Григорий Коровин.
В условиях финансового кризиса свердловские предприятия особенно остро нуждаются в тесном взаимодействии с органами государственной власти для получения максимальной поддержки, гарантий снижения рисков, широкого использования инструментов стимулирования развития производства и сбыта продукции. Однако в настоящее время наладить эффективную работу этой системы не удается. Поэтому финансовое положение многих предприятий продолжает ухудшаться.