Глубокий кризис на рынке новостроек Екатеринбурга заставил свердловских застройщиков пойти на крайнюю меру — торговаться с покупателем. Ранее этот инструмент применялся только на вторичном рынке. Сейчас ситуация полностью изменилась. В отделах продаж готовы предложить своим потенциальным клиентам «индивидуальные скидки», чтобы они не ушли к другому застройщику. Говорить об эффективности нового инструмента торговли крайне сложно. В условиях падения реальных доходов населения существенно нарастить объемы продаж практически невозможно.
Начальник аналитического отдела Уральской палаты недвижимости (УПН) Михаил Хорьков заявил, что в текущих экономических условиях продавцы вынуждены внедрять новые маркетинговые инструменты для того, чтобы увеличить число сделок.
«В отличие от предыдущего периода, мы видим, что в практику первичного рынка жилья Екатеринбурга вошел торг. Понятно, что речь не идет о каких-либо больших скидках. Но многие продавцы готовы обсуждать с каждым покупателем индивидуальную цену, условия сделки и сроки оплаты. Практически все свердловские застройщики в этом смысле стали гораздо более гибкими», — считает Михаил Хорьков.
Чаще всего свердловские застройщики успешно маскируют торг под различные несуществующие маркетинговые акции.
«Если вы напрямую придете к продавцу и будете требовать скидку, то никакого результата не будет. В отделах продаж девелоперов поступают очень хитро. Официально никакого торга нет. Есть официальные цены и маркетинговые акции, которые действуют для всех. Однако если вдруг перед заключением сделки купли-продажи клиент будет сомневаться, то ему могут предложить индивидуальную скидку, которая действует «только сегодня». Это все делается для того, чтобы в будущем в отдел продаж девелопера не пришли другие потенциальные покупатели, которые также потребуют себе аналогичную цену», — заявил УрБК источник, знакомый с ситуацией.
Появление торга стало возможным после начала глубокого кризиса на рынке новостроек. По данным УПН, с 2014 года число сделок купли-продажи в Екатеринбурге сократилось на 40%. Несмотря на это, объемы жилищного строительства остаются высокими. В январе-сентябре 2016 года свердловские застройщики ввели в эксплуатацию 737 тыс. кв. м. (в многоквартирных домах), а продали всего 214 тыс. кв. м. Очевидно, что в этой ситуации они вынуждены бороться за каждого покупателя. По всей видимости, уральские девелоперы считают, что дать индивидуальную скидку на приобретение квартиры намного проще, чем искать другого клиента.
Текущая ситуация может измениться только после улучшения макроэкономической конъюнктуры. Однако пока такой сценарий кажется маловероятным.
«Рынок жилья в первую очередь зависит от возможностей покупателей. Если реальные доходы населения не растут, то люди, очевидно, не будут активно приобретать квартиры. Пока у потенциальных покупателей нет уверенности, что в течение ближайших пяти-десяти лет они по-прежнему останутся платежеспособными. В настоящее время мы не наблюдаем каких-либо кардинальных изменений в экономике. Да, некий период слома рыночных тенденций мы уже прошли. Но пока не сформировалась база для экономического роста. Когда он начнется, тогда мы может быть уверенными, что ключевые индикаторы рынка жилья также пойдут вверх», — полагает Михаил Хорьков.
По данным Свердловскстата, в январе-сентябре 2016 года реальные доходы населения сократились на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответственно, сохраняются макроэкономические предпосылки для дальнейшего падения рынка новостроек Екатеринбурга. Таким образом, число граждан, которые могут себе позволить приобрести квартиру за наличные средства или в ипотеку, продолжает неуклонно сокращаться.