Для рынка жилья Екатеринбурга всегда была характерна сезонность. Пик продаж традиционно приходился на осень. В сентябре-октябре число сделок заметно превышало уровень июня-августа. Это обусловлено тем, что люди массово возвращаются из отпусков, и начинается новый деловой сезон. В текущем году кризис внес изменения в этот привычный график. В сентябре риэлторы из-за падения платежеспособного спроса практически не увидели традиционного всплеска продаж квартир.
Начальник аналитического отдела Уральской палаты недвижимости (УПН) Михаил Хорьков заявил, что в этом году рынок вторичного жилья Екатеринбурга не испытывает резких колебаний числа сделок.
«Сезонность обычно проявляется в условиях стабильного рынка. Сейчас этот фактор является второстепенным и практически не оказывает влияния на продажи. Конечно, осенью можно ожидать рост числа сделок на 10-15% по отношению к летнему периоду. Но в условиях избыточного предложения это практически не отразится на первичном или вторичном рынке. Не думаю, что возможная активизация спроса придет к слому текущего тренда и началу восстановления цен на жилье. Даже если мы увидим рост стоимости на 1-1,5%, то этого слишком мало для того, чтобы делать какие-либо глобальные выводы», — полагает Михаил Хорьков.
По словам риэлторов, до начала финансового кризиса наиболее удачным временем для рынка жилья Екатеринбурга были начало осени и конец декабря. В канун нового года многие покупатели получают денежные бонусы и тринадцатую зарплату. Кроме того, накануне праздников застройщики предлагают хорошие скидки и бонусы. В январе-феврале спрос на квартиры обычно резко снижается. В марте-апреле рынок постепенно оживает. В это время, как правило, еще продолжают действовать сезонные акции, плюс реализуется отложенный спрос в основном за счет тех, кто ходил на просмотры и планировал покупку еще в начале года. В мае начинается «мертвый сезон», который продолжается до августа. Риэлторы считают это время самым сложным периодом на рынке. После этого они ожидают резкий всплеск продаж в осеннее время.
Сейчас вся эта схема стала условной, так как динамику рынка определяют исключительно экономические факторы. К примеру, в 2016 году в январе-феврале (вопреки фактору сезонности) был зафиксирован резкий рост числа сделок на первичном рынке. Покупатели опасались, что государство с 1 марта свернет программу субсидирования ипотечных ставок, поэтому стремились как можно раньше приобрести жилье. Поскольку эксперты не наблюдают кардинального улучшения экономической ситуации в России, осенью 2016 года вряд ли можно ожидать резкого увеличения числа сделок.
«Конечно, фактор сезонности оказывает некоторое влияние на рынок. Многие продавцы рассуждают следующим образом: «Не удалось продать квартиру летом. Ничего страшного. Продам осенью, когда начнется сезон». Однако это заблуждение. Сейчас мы наблюдаем экономический спад. Раньше на вторичном рынке Екатеринбурга в наиболее активные месяцы совершалось более 3,2-3,6 тыс. сделок в месяц. Сейчас около 2 тыс. сделок. Очевидно, что покупатели на рынке есть. Просто продавцам необходимо выставлять адекватную цену. Если стоимость квартиры соответствует рыночным реалиям, то ее можно реализовать и летом, и осенью. Когда цена жилья близка к докризисной, никакой сезон не поможет. Условно говоря, осенью можно продать только ту квартиру, которая была интересна покупателям летом», — рассказал директор агентства недвижимости «Диал» Александр Дмитриев.
По его мнению, если покупатель не успеет реализовать свое жилье в сентябре-декабре, то затем это будет сделать сложнее. В январе-феврале ожидается сезонная «яма», в марте чаще всего наблюдается большое число предложений конкурирующих объектов. В этом смысле фактор сезонности осенью действительно помогает, считает эксперт.
Однако говорить о всплеске числа сделок в сентябре 2016 года пока преждевременно. Для кардинального улучшения ситуации на рынке необходимы макроэкономические предпосылки. В настоящее время их нет. Поэтому продавцам по-прежнему будет крайне сложно реализовать свои объекты. Единственная возможность реализовать жилье в сжатые сроки — снизить ценник как минимум на 20-30%.