На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответила основательница, владелица бренда эко-косметики «Макошь» Анна Бабкина.— Как зародилась идея создания линейки эко-косметики?— Изначально это не было идеей бизнеса. Это было в первую очередь хобби, которым нам было приятно и интересно заниматься. Со временем стали замечать, что у нас получается продукт, который нравится не только нам. Все началось с производства мыла ручной работы.
Спустя почти год появился бренд «Макошь», немного позже мы зарегистрировали ИП. Перед запуском марки полностью изучили сегмент эко-косметики, ситуацию на рынке, конкурентов. С момента старта все кардинально поменялось, и многое не в нашу пользу. Сейчас мы просто учимся не паниковать, а управлять бизнесом уже в сложившихся реалиях.
— Насколько сегодня актуальна идея создания натуральной косметики?— Тренд на производство натуральной косметики пришел с запада. В Москве рынок эко-косметики активно развивается только в течение последних нескольких лет: все чаще появляются новые марки, магазины эко-продуктов, гипермаркеты здорового питания. В Екатеринбурге и Свердловской области интерес к подобной продукции только зарождается. Если представить косметический рынок нашего региона как целое, то он почти на 100% состоит из импортируемых товаров. Именно поэтому у эко-косметики есть все шансы, чтобы занять свою нишу.
— С какими трудностями пришлось столкнуться на начальных этапах создания компании?— Когда решаешь создать свой бизнес, необходимо понимать, что на рынке тебя никто не ждет. Потребителя необходимо информировать, до него нужно постоянно доносить преимущество продукта. Наша косметика дороже той, что продается в обычном масс-маркете, и поэтому довольно часто приходится объяснять покупателю причину более высокой стоимости, делая акцент на 100% натуральности наших компонентов.
В самом начале бизнес не приносит никакого дохода. Это реальность, к которой нужно быть готовым. Поэтому нам достаточно долго приходилось совмещать основную работу и хобби: пока муж был наемным сотрудником, я дома готовила косметику. К тому же на начальном этапе молодому предпринимателю банки, как правило, не дают кредит, и здесь можно надеяться, наверное, только на собственные накопления.
Что касается программы поддержки индивидуальных предпринимателей, в частности, программы «Налоговые каникулы», то здесь также есть свои нюансы: для участия в ней придется много побегать, чтобы собрать нужные документы, а потом еще точно в срок отчитываться перед ФСН: за теми, кто участвует в этой программе, налоговая следит больше обычного.
— Какие существуют особенности ведения подобного рода бизнеса?— Есть ряд факторов, которые усложняют деятельность индивидуального предпринимателя на начальных этапах работы, один из них касается производства. В результате получается так, что ты еще ничего не заработал, а тебе уже нужно потратить деньги и время, чтобы получить документы, разрешающие продажу продукции.
Еще одна особенность. У нас в стране на законодательном уровне нет разделения между эко-косметикой и просто косметикой, нет определения, с какого момента продукт начинает считаться натуральным. Сегодня производители, у которых в составе продукта всего 5% природных компонентов, называют свою косметику натуральной. Для подлинных производителей эко-косметики это самое страшное, потому что покупатель, приобретая баночку за 50 рублей псевдонатуральной косметики и коробочку за 300 рублей натурального продукта, выберет, конечно, ту, что дешевле. А разницу клиент почувствует уже только при использовании.
Не скроем, что именно благодаря гранту от областного фонда предпринимателей мы смогли в разы ускорить процесс становления бизнеса, приобрести оборудование и необходимые материалы, а также нанять персонал. На сегодняшний день мы выпускаем порядка 4 тыс. наименований продукции в месяц, на производстве в общей сложности задействовано 7 человек. И нам еще есть куда расти.
— Как экономический кризис сказался на развитии вашей компании?— Наш бизнес очень сильно зависит от курса евро, потому что большая часть базовых ингредиентов поставляется из Европы и Индии. С момента запуска компании производство в цене выросло в два раза, что сказалось на стоимости конечного продукта. Сегодня чтобы удерживать цены на одном уровне, нам приходится сокращать издержки.
Кризис мешает строить долгосрочные стратегические планы. Именно поэтому ведение бизнеса в подобных условиях напоминает скорее «хождение на ощупь»: ты видишь только на два шага впереди себя.
— В подобных условиях не было ли идеи перевести все производство на отечественные продукты?— По возможности мы перевели производство на российское сырье, однако не все ингредиенты можно заказать в России. Например, кокосовое и какао-масла поставляют только иностранные производители, аналогов у нас в стране просто нет.
— Как в условиях кризиса изменился спрос?— Кризис — не самое приятное время для роста бизнеса. Несмотря на это спрос и обороты с каждым месяцем только увеличиваются, стагнации и спада мы пока не видим, что уже является довольно неплохим показателем.
— Какие планы на дальнейшее развитие?— В перспективе мы планируем запустить собственный оффлайн-магазин. Также мы рассчитываем получить российский эко-сертификат, подтверждающий экологичность не только продукции, но и производства. Но сегодня загадывать на несколько лет вперед мы бы не стали. Да, цели поставлены, но только время покажет, с какими потерями мы к ним придем.