Статьи
19.01.2016

Инновационная задолженность

Инновационная задолженностьВласти Свердловской области отчитались о том, что объем государственного долга региона на 1 января 2016 года составил уже 66,5 млрд руб. Таким образом, за IV квартал госдолг Свердловской области вырос более чем на 18 млрд руб., однако региональный Минфин предпочитает подобную динамику не указывать, отмечая лишь, что сумма долговых обязательств пока на 3,6 млрд руб. ниже по сравнению с предельным уровнем, который заложен в бюджете на 2015 год. Однако вполне вероятно, что глубина долговой ямы, в которой может оказаться Свердловская область, увеличится — в бюджете на 2016 год предельный ее объем определен в 113,2 млрд руб.

Государственный долг Свердловской области начал заметно расти с 2012 года, когда губернатором региона был назначен Евгений Куйвашев, который привел к управлению денежными потоками свою собственную команду специалистов во главе с министром финансов Галиной Кулаченко.

И если на 1 мая 2012 года долги Среднего Урала находились в пределах 21,3 млрд руб., то уже к 1 сентября 2014 года этот показатель вырос до 32,7 млн руб. К 1 марта 2015 года он был уже зафиксирован на уровне 51,1 млрд руб., а к 1 декабря 2015 года — 52 млрд руб.

Одновременно начали увеличиваться и расходы на обслуживание госдолга — с 2012 года в 4,3 раза. В бюджете региона на 2012 год был утвержден предельный объем расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Свердловской области в 1,2 млрд руб. А главный финансовый документ на 2016 год подразумевает объем расходов на эти цели в размере уже 5,5 млрд руб.

Отдельно стоит сказать и о том, что доля рыночных обязательств в общем объеме государственного долга составляет более 80%. И за последний год их объем снижен всего на 3,5%.

Казалось бы, при таком положении дел стоило бы пересмотреть финансовую политику региона, тем более что бюджет дефицитный, и в долги Свердловская область залезает как раз для того, чтобы покрыть разницу между доходами и расходами. Однако губернатор придерживается иного мнения, считая наличие заемных средств, большинство из которых предоставлено коммерческими банками, инновацией.

По его словам, слово «долг» только для обывателя звучит тревожно, а для властей региона это «нормальный инструмент для работы» и один из способов управления финансами.

«Использование заемных средств — это нормально, адекватно, современно, инновационно», — считает губернатор Куйвашев, отвечая на вопрос о том, беспокоит ли его тот факт, что Свердловская область на конец 2015 года находилась на 19 позиции по закредитованности среди других регионов.

Возможно, что к началу 2016 года позиции региона в этом списке изменятся, и не в лучшую сторону, так как на 1 января госдолг составил уже 66,5 млрд руб., побив очередной рекорд. Таким образом, за IV квартал госдолг Свердловской области вырос более чем на 18 млрд руб. В отчете, который размещен на сайте регионального Минфина, не указывается, на какие средства будут направлены заемные средства. Говорится лишь о том, что привлечением коммерческих кредитов и кредитов федерального уровня удалось сократить расходы на обслуживание долга по сравнению с первоначальным уровнем, заложенным в законе об областном бюджете, на 2,7 млрд руб.

Депутаты Законодательного собрания Свердловской области неоднократно поднимали вопрос о недопустимости увеличения государственного долга региона и неэффективности работы регионального Минфина.

«Очевидно, что команда Кулаченко работает крайне неэффективно. Мы видим массу непродуктивных финансовых трат. Кроме того, значительные ресурсы идут на обслуживание государственного долга. Только на три ближайших года это обойдется региону в 20 млрд руб.», — отмечал депутат Заксобрания Свердловской области Нафик Фамиев.

Его коллега Александр Новокрещенов заявил, что при этом реального роста доходов с учетом инфляции у Свердловской области нет.

«Реально растет у нас только обслуживание государственного долга и PR. В Коми тоже много денег тратилось на PR, и вы знаете, чем это закончилось», — считает он, видимо, намекая на арест главы республики Вячеслава Гайзера.

При этом на федеральном уровне считают, что кредиты, которые берут регионы, должны быть направлены на создание новых рабочих мест, где будут созданы условия для того, чтобы возникали новые производства, новые технологии и создавалась новая инфраструктура. То есть заемные средств нужны не для затыкания дыр в бюджете, а для развития экономики.

А между тем в ноябре 2015 года по сравнению с октябрем текущего года индекс промышленного производства (ИПП) в Свердловской области снизился на 6,7%. В обрабатывающих производствах он упал на 9,6%, а в сфере добычи полезных ископаемых — на 10%.

При этом если на сегодняшний день объем государственного долга региона составляет 66,5 млрд руб., то нет никакой гарантии, что он не побьет очередной рекорд и не преодолеет очередную психологическую отметку — в бюджете на 2016 год его предельный объем определен в 113,2 млрд руб.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
18.01.2016 За IV квартал 2015 года госдолг Свердловской области вырос более чем на 18 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 18.01.2016. На 1 января государственный долг Свердловской области составил 66,5 млрд руб. Об этом ...

12.01.2016 С 2012 года расходы на обслуживание госдолга Свердловской области выросли в 4,3 раза

С 2012 года расходы на обслуживание госдолга Свердловской области выросли в 4,3 раза. В бюджете Свердловской области ...

12.01.2016 С 2012 года расходы на обслуживание госдолга Свердловской области выросли в 4,3 раза

УрБК, Екатеринбург, 12.01.2016. С 2012 года расходы на обслуживание госдолга Свердловской области выросли в 4,3 раза. ...

03.06.2014 Объем госдолга Свердловской области сократился на 454,8 млн рублей

УрБК, Екатеринбург, 03.06.2014. Объем государственного долга Свердловской области сократился на 454,8 млн руб. и ...

29.02.2012 Размер государственного долга Свердловской области превысил 19 млрд. рублей

Верхний предел государственного внутреннего долга Свердловской области на 1 января 2013 года составляет 35,82 млрд. ...