Недальновидность областных властей и экономический кризис осложнили жизнь екатеринбургским перевозчикам. Из года в год они терпят убытки из-за отсутствия компенсаций за льготников и некорректной тарифной политики. Несмотря на это, перебоев в работе общественного транспорта в Екатеринбурге не предвидится. При поддержке администрации Екатеринбурга в муниципальных предприятиях проводится обновление парка и оптимизация расходов. В городе, как отмечают перевозчики, созданы все условия для перехода общественного транспорта на новый уровень развития.
Работу одного из крупнейших перевозчиков города — ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» (МОАП) сегодня наглядно показали журналистам. Для демонстрации возможностей организации был открыт допуск в технический центр на улице Челюскинцев, где производится ремонт подвижного состава.
Парк ЕМУП МОАП обновят на 20%Парк ЕМУП МОАП обновят на 20%По словам генерального директора ЕМУП МОАП Владимира Кайсарова, по итогам 9 месяцев текущего года на обслуживание техники было потрачено 35 млн руб. За аналогичный период в прошлом году — 36 млн руб. Однако, как отметил руководитель предприятия, в переводе на фактический объем работ суммы несопоставимы. По словам Кайсарова, за прошедший год некоторые запчасти подорожали в 2 раза, резинотехнические изделия — на 55-60%.
Вместе с тем расходы предприятия на обслуживание подвижного транспорта не заложены в тарифах. В настоящее время средняя стоимость проезда в общественном транспорте Екатеринбурга составляет 16,9 руб. Сумму в 23 руб. платят пассажиры, которые не пользуются «Екартой», а таковых с каждым годом все меньше.
«Сегодня себестоимость одного пассажира составляет 31 руб. Если взять в расчет нормативную себестоимость с учетом материальных ресурсов, модернизации и другого, то получается 37 руб. Очень много времени мы потратили впустую, пытаясь доказать областному правительству, что рано или поздно надо переходить на тот тариф, который регламентируется рыночными отношениями. Нигде в мире тариф не устанавливается ниже себестоимости перевозок», — сказал гендиректор ЕМУП МОАП.
Установленные тарифы не окупают расходов перевозчиковУстановленные тарифы не окупают расходов перевозчиковПо его словам, в таком же диапазоне себестоимости осуществляются перевозки в Москве и Санкт-Петербурге. Вместе с тем общественный транспорт столицы получает субсидии в размере 26 млрд руб. в год. В ряде регионов тарифы устанавливаются ежегодно с учетом инфляции.
Однако руководство Свердловской области не только отказывается субсидировать общественный транспорт Екатеринбурга, но и не исполняет перед ним своих прямых обязательств. Так, в 2009 году областные власти и администрация Екатеринбурга заключили соглашение о совместной компенсации льготного проезда в уральской столице. До настоящего времени свои обязательства выполняют только городские власти. Из бюджета региона с 2009 года перевозчики не получили ни копейки. Только в этом году власти Свердловской области не доплатили ЕМУП МОАП 110 млн руб.
«По льготникам городские власти свои обязательства полностью исполняют. По нашим расчетам, согласно данным «Екарты», нам по этой категории граждан недоплачено 110 млн руб. Это льготники из областного и федерального регистра», — отметил В. Кайсаров.
На доходы екатеринбургских перевозчиков влияет также растущая автомобилизация города. Из-за этого ежегодно пассажиропоток в Екатеринбурге, по оценке предприятия, снижается на 4-5%. В результате влияния всех перечисленных факторов ЕМУП МОАП удается заработать несколько десятков миллионов рублей.
«Собственными силами — от перевозки и оказания дополнительных услуг — предприятие зарабатывает 60-64 млн руб. Только от перевозки — 55-55 млн руб. Остальные 7-8 млн руб. поступают от аренды, ремонта постороннего транспорта и рекламы. Наших собственных доходов хватает на формирование фонда оплаты труда и налогообложения», — сказал гендиректор предприятия.
Екатеринбургским автоперевозчикам приходится справляться своими силамиЕкатеринбургским автоперевозчикам приходится справляться своими силамиПо его словам, при своевременном возврате компенсации за проезд льготников предприятие могло бы решить ряд своих проблем. В настоящее время ЕМУП МОАП испытывает сложности с оплатой материальных ресурсов. Кроме того, из-за недостатка оборотных средств, которые в том числе были вызваны отсутствием компенсаций из областного бюджета, предприятие взяло банковские кредиты.
Несмотря на финансовые сложности, ЕМУП МОАП удается своевременно выплачивать зарплату сотрудникам, которых в организации насчитывается порядка 1 800 человек. Поддержку предприятию оказывает администрация Екатеринбурга. Как отмечает Кайсаров, специалисты муниципалитета держат ситуацию «на пульсе», поскольку наличие общественного транспорта является одной из важных составляющих города-миллионника.
На предприятии работают порядка 1 800 человекНа предприятии работают порядка 1 800 человекТак, в текущем году на средства городского бюджета были закуплены 58 газомоторных автобусов МАЗ. Также в ближайшее время парк ЕМУП МОАП пополнят 47 газомоторных машин «НефАЗ». Из них 10 единиц могут прибыть в Екатеринбург до конца текущего года. Новые автобусы позволят обновить парк предприятия на 20%.
Генеральный директор ЕМУП МОАП отметил, что по мере устаревания длинномерных автобусов «Икарус» будет поставлен вопрос об обновлении этого сегмента парка.
«Такие маршруты как 18, 54, 21 требуют наличия длинных машин. Рано или поздно мы будем ставить вопрос о приобретении таких автобусов. На МАЗах или «НефАЗах» мы город не вывезем», — сказал Кайсаров.
Закупка газомоторных автобусов помимо обновления парка преследует еще одну цель — сэкономить на топливе. Так, расход дизельного транспорта в переводе на топливо составляет 15 руб. за 1 км. Газомоторный автобус за 1 км расходует 7 руб., то есть в 2 раза меньше. Помимо экономии на топливе в ЕМУП МОАП нашли способ сэкономить и на запчастях.
Так, в техническом центре предприятия организована целая линейка собственного производства деталей, не требующих сложной сборки. Ремонт автобусов осуществляется также за счет списанной техники, которая выполняет роль доноров.
В ЕМУП МОАП развернули собственное производство запчастейВ ЕМУП МОАП развернули собственное производство запчастейЭффективность работы общественного транспорта Екатеринбурга повысит и оптимизация маршрутной сети города. Как отмечают перевозчики, нынешняя версия не соответствует действительности из-за наличия дублирующих маршрутов. В результате возникает ситуация, когда к остановке одновременно подъезжают 5-7 автобусов, имеющих одинаковый конечный пункт. Оптимизация маршрутной сети позволит разгрузить дороги и высвободить подвижной состав на востребованные участки. Специалисты ожидают, что новая схема появится уже в 2016 году.
В целом, как полагают сами перевозчики, львиную долю проблем общественного транспорта Екатеринбурга можно было бы решить при исполнении условий по льготникам, а также изменении условий тарифной политики. Все предложения транспортников областные власти не принимают в расчет на протяжении нескольких лет. Впрочем, судя по другим сферам экономики региона, областные власти и прежде не проявляли себя талантливыми стратегами.