Статьи
28.04.2015

Россия, слышишь страшный зуд: теперь фастфуд

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comРоссийский ресторанный бизнес обсуждает «стартап века» от братьев Михалкова и Кончаловского, планирующих при помощи государства выстроить федеральную империю фастфуда. Главная тема обсуждения — те меры, с помощью которых власти могут помочь режиссерам в продвижении «отечественного ответа «Макдональдсу», а также их соответствие антимонопольному законодательству. Впрочем, екатеринбургские рестораторы не верят, что беспрецедентная господдержка поможет дорогостоящему проекту закрепиться на рынке.

В начале этого года два известных российских режиссера, народных артиста России семидесятисемилетний Андрей Кончаловский и шестидесятидевятилетний Никита Михалков заявили о готовности создать собственную сеть быстрого питания «Едим дома», которая будет использовать продукты отечественных фермеров. Для запуска пилотного проекта деятелям искусства оказалось необходимо 971,8 млн руб., на которые планируется построить две фабрики-кухни, 41 кафе и 91 точку продажи готовой продукции. Средства на осуществление проекта Кончаловский и Михалков попросили у президента России.

Последний в целом одобрил идею и дал поручение правительству рассмотреть проект братьев-режиссеров. В результате в ходе совещания у заместителя правительства РФ Аркадия Дворковича было принято решение предложить режиссерам финансирование проекта по программе поддержки малого и среднего предпринимательства по схеме 30 на 70. При этом 30% начальной стоимости проекта должен будет найти инвестор, а 70% (680,3 млн руб.) профинансирует банк под гарантии Агентства кредитных гарантий (АКГ).

Кроме того, Аркадий Дворкович поручил Минэкономразвития, Минпромторгу и Минсельхозу разработать «предложения по комплексной поддержке» сети общепитов, которые создают Михалков и Кончаловский, а региональной власти — рассмотреть возможности оказать помощь в реализации проекта.

В чем конкретно выразится эта помощь, пока непонятно. Между тем даже эта неопределенная информация вызывает определенные опасения у представителей сферы общественного питания.

«Что значит «оказать помощь»? Как вообще региональные власти могут оказать помощь тому или иному ресторатору, заходящему в регион, если не брать во внимание помощь сугубо материальную? Ведь рынок общественного питания — очень насыщенный, конкурентный, здесь свободных ниш нет. Наоборот, давно присутствующие игроки буквально толкаются локтями. Для того чтобы дать место проекту Михалковых, придется его отобрать у других участников, «подвинуть» их. Как это можно сделать, не нарушая закона о конкуренции — сложно даже представить», — отметил один из екатеринбургских рестораторов.

Впрочем, участники рынка предполагают, что если не подходить к антимонопольному законодательству чрезмерно строго, то у госорганов есть ровно два пути «помощи» проекту известных кинорежиссеров. Первый — создание дополнительных административных барьеров для конкурентов. Второй — снижение административного давления на проекты Михалковых.

«Как можно закрыть любой ресторан, тот же «Макдональдс», мы все прекрасно знаем. Буквально в прошлом году все мы наблюдали далеко не единичные примеры подобных «административных мер». Если понадобится — так могут освободить место под ресторан «Едим дома». Если понадобится — просто «расчистить» конкурентное пространство», — отмечает один из участников рынка.

С другой стороны, одно отсутствие регулярных санитарных проверок в одном из учреждений общепита на фоне обычного давления на бизнес со стороны контролирующих органов уже само по себе может стать существенным конкурентным преимуществом.

«Представим, что в некоей сети руководство и сотрудники будут знать, что к ним на кухню никогда не придет санэпидемнадзор, и соблюдение санитарных норм у них никто проверять не будет. У людей тут же появится огромное искушение сэкономить на тех же халатах и шапочках, например. В масштабах федеральной сети это уже огромное преимущество. Не говоря уже о действительно серьезных вещах, таких как регламенты хранения продуктов», — отмечает наш источник в сфере общественного питания.

Впрочем, участники рынка полагают, что для этого может и не понадобиться никаких «специальных указаний».

«Не думаю, что ресторанам Михалковых будут специально снижать число проверок или, наоборот, как-то «душить» соседей. Другое дело, что президентское одобрение и поддержка властей действует получше любого прямого запрета. В результате определенные преференции у них, конечно же, будут», — полагает владелец пироговой «Подсолнухи» Андрей Семенов.

Впрочем, по его словам, финансовая помощь от государства в виде кредитов — куда важнее. И именно она ставит бизнес Михалковых во внерыночные условия.

«Я не первый год занимаюсь этим нелегким делом. Чтобы открыть свое первое заведение, я продал квартиру, в которой жил. И мне, естественно, никто не помогал. Само по себе выделение кредита под такой стартап — беспрецедентно, причем не только для ресторанной сферы, а вообще для бизнеса. Предпринимателю без опыта, без залогов, выдается такая чудовищная сумма. Это не имеет аналогов в мировой истории бизнеса, я думаю. Выделение кредита, повторюсь, само по себе как подснежники в январе. Беспрецедентно», — отмечает он.

В то же время следует отметить, что проект Михалковых вызывает у представителей отрасли различные чувства — от негодования до зависти, но никто не рассматривает его в качестве серьезного конкурента. Причина этого — уверенность в том, что никакая господдержка не сделает его привлекательным для потребителя.

«Дешевый общепит всегда будет популярен, но для успешного продвижения сети необходимы конкурентоспособные концепция и бренд. Если бы такие стартапы было так просто делать — «Макдональдсы» придумывали бы каждый год. Есть три мировые сети — «Макдональдс», «Пицца Хат» и KFC. Ничего нового в этой индустрии уже давно не придумано. Думаете, что на двух кинорежиссеров снизойдет вдохновение в этой отрасли? И чем Михалковы будут нас кормить? Блинами, окрошкой? Это все давно придумано, но они этим «Макдональдс» не переборют. Давно уже пытаются создать свою сеть, еще с Лужкова. Было же «Русское бистро» — не получилось. Думаю, здесь результат тот же будет», — полагает генеральный директор компании «Ресторан» Олег Ананьев.

«Думаю, что сама по себе государственная поддержка ничего не решает. Любой тепличный проект обречен на провал в борьбе с «сорняками», теми, кто самостоятельно пробивает свою дорогу», — вторит ему Андрей Семенов.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
13.04.2015 Лужков решил присоединиться к созданию сети «Едим дома!»

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков вызвался поставлять продукты питания сети ресторанов быстрого питания «Едим дома!», ...

09.04.2015 Никита Михалков задумался о собственном фастфуде

Кинорежиссер Никита Михалков и его брат, режиссер Андрей Кончаловский в рамках импортозамещения запланировали открыть ...

14.01.2015 Олег Ананьев: Эффективность проверок Роспотребнадзора будет зависеть от порядочности проверяющих

УрБК, Екатеринбург, 14.01.2015. Эффективность от внеплановых проверок Роспотребнадзора будет зависеть от ...

15.05.2014 Рисковый бизнес: в Екатеринбурге нет условий для работы премиум-ресторанов

Открывать в Екатеринбурге рестораны сегмента luxury невыгодно, считают эксперты. По их мнению, сформированного спроса ...

20.08.2012 Режиссер Андрей Кончаловский отмечает 75-летие

Сегодня режиссер Андрей Кончаловский отмечает день рождения, ему исполнятся 75 лет. «Ничего не хочу говорить на эту ...