Замедление темпов развития экономики привело к снижению бизнес-активности российских предприятий. Это незамедлительно отразилось на транспортном рынке сокращением объемов погрузки и усилением конкуренции. Какие меры предпринимает в этих условиях крупнейший в России оператор грузовых железнодорожных перевозок ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), рассказал директор Челябинского филиала ПГК Владимир Терехов. — Владимир Николаевич, какие факторы влияли на работу филиала в 2014 — начале 2015 года?— Прошедший год был непростым, однако это не помешало нам достичь хороших операционных показателей. За счет мобилизации внутренних ресурсов, адресного подхода к клиентам и слаженного взаимодействия с Южно-Уральской железной дорогой (ЮУЖД), филиал увеличил долю своего присутствия на ЮУЖД с 8% до 10%.
Рост показателей во многом обусловлен возобновлением сотрудничества с крупными предприятиями региона, такими как Магнитогорский металлургический комбинат и компания «Картель «Промснаб». Помимо этого, стабильные объемы погрузки обеспечили сервисные контракты ПГК с «Роснефтью», «Северсталью», «Национальной нерудной компанией». Безусловно, мы активно привлекали новых клиентов, за счет чего в прошлом году база грузоотправителей филиала пополнилась предприятиями «ТП Логистик», «Новоорская керамика» и другими.
Однако 2015 год начался для нас не так, как хотелось бы. Экономический кризис заставил ряд наших клиентов скорректировать производственные программы и снизить бизнес-активность, что не могло не отразиться на объемах перевозок. Сегодня всем необходимо прилагать много дополнительных усилий и искать новые решения, чтобы вернуться к прежнему уровню операционных показателей.
— Как отразился новый виток кризиса на уровне конкуренции в регионе, в том числе между железнодорожным и автомобильным транспортом? — На Южном Урале конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом, бесспорно, присутствует, однако не носит критического характера. У каждого своя ниша. В сегменте перевозок массовых грузов на расстояния от 500 км, которые считаются дальними, железная дорога занимает доминирующее положение. Автомобильные перевозки удерживают сегменты тарно-штучных грузов, оборудования, лома черных металлов. Отмечу, что мы также осуществляем их перевозку и планируем постепенно увеличивать объемы погрузки в этом сегменте.
Если говорить о конкуренции между собственниками вагонов, то вынужден констатировать, что в условиях падения грузовой базы она продолжает усиливаться. Этот процесс имеет свои плюсы: для грузоотправителя расширяются возможности выбора, а игроки рынка железнодорожных грузоперевозок получают дополнительный стимул повышения качества своей работы.
— С помощью каких инструментов ПГК конкурирует за грузы на полигоне ЮУЖД? — Сохранить существующие объемы и привлечь дополнительные сегодня можно только качеством сервиса. Мы непрерывно изучаем спрос на наши услуги и выявляем конкретные потребности клиентов, расширяем комплекс услуг по транспортировке грузов и уделяем большое внимание развитию транспортной логистики.
В частности, в 2014 году мы предложили клиентам комплексное обслуживание по экспедированию грузов. В рамках этого сервиса специалисты филиала не просто предоставляют подвижной состав, но и берут на себя все, что связано с документальным сопровождением груза на станциях, в таможне и портах, таким образом, сводя к минимуму риски простоя груженых вагонов. Безусловно, в вопросах оформления перевозочных документов, определения местонахождения груза мы тесно взаимодействуем с железной дорогой.
Этот сервисный продукт ПГК уже оценили крупные предприятия региона, отправляющие свою продукцию на экспорт, например, Челябинский электрометаллургический комбинат.
— Сегодня практически весь бизнес стремится оптимизировать затраты, включая расходы на транспорт. Чувствуете ли вы эти тенденции, и если да, то как решаете эту задачу? — В ПГК разработана и внедрена программа лояльности, которая позволяет клиентам влиять на стоимость перевозки. Если грузоотправитель оказывает нам содействие в формировании обратной загрузки вагонов или предъявляет к перевозке большие объемы груза, то, конечно, он заслуживает более выгодных тарифных условий. Такие клиенты позволяют ПГК повысить эффективность использования вагонного парка, а мы, со своей стороны, сокращаем их издержки.
— Получается, что услуги Первой грузовой компании доступны только крупным производственным предприятиям с большими объемами сырья и готовой продукции? — Абсолютно нет. Мы открыты для всех предприятий независимо от их масштаба и объемов перевозок. В клиентском портфеле Челябинского филиала десятки предприятий, чья погрузка не превышает одного-двух вагонов в месяц. Ни для кого не секрет, что выполнять такие заявки сложнее и не так выгодно. Тем не менее мы делаем все, чтобы каждый наш клиент оставался доволен.
— Каковы планы и задачи филиала на 2015 год? Что может стать драйвером роста в кризис? — Основные задачи связаны с удержанием доли на региональном рынке и повышением доходности бизнеса. В сложившейся ситуации мы обязаны находить для себя перспективные точки роста.
На мой взгляд, большим потенциалом с точки зрения увеличения перевозок обладает рынок Северного Казахстана, входящий в зону обслуживания филиала. Кроме того, мы ждем оживления на рынке оборудования, машинной техники и автомобилей. В частности, в январе за счет победы в тендере на перевозки автомобильного завода «Урал» филиал увеличил погрузку в сегменте платформ на 10%, до 4,4 тыс. тонн.