Статьи
10.02.2015

Кризисная мода

Кризисная модаРоссийский вещевой рынок одним из первых отреагировал на кризис и падение курса рубля. Основной удар пришелся на сегмент модной одежды, практически полностью импортируемой из-за рубежа. В предстоящем сезоне покупателям придется столкнуться со значительным ростом цен и падением ассортимента, продавцам — со снижением спроса, а вместе с ним — и выручки. Многие магазины будут вынуждены серьезно сократить закуп за рубежом, приобретая только те вещи, которые смогут гарантированно продать. Другие и вовсе отказались от новых закупок, готовятся к финальным распродажам и уходу с рынка.

Эксперты подчеркивают, что дальнейшие перспективы у розничной торговли одежды весьма туманны, рынок ждут серьезные пертурбации. И покупателям, и продавцам необходимо время, чтобы приспособиться к жизни в экономической ситуации.

Резкий рост курса доллара США и евро, а также сокращение рынка кредитования поставил многие магазины в тупик: они лишились оборотных средств для закупа новых коллекций. Одновременно зарубежные компании стали с большим подозрением относиться к российским контрагентам и все чаще требуют полной предоплаты за свои товары. В этой ситуации магазины пока не торопятся обновлять коллекции. В связи с этим ассортимент в магазинах будет значительно скромнее, чем в прошлые годы.

Генеральный директор УК «R.management» (торговый центр «Радуга») Алексей Мальцев отмечает, что продавцы оказались не в самой завидной ситуации из-за роста курсов валют и снижения покупательской способности среди населения.

«Нужно понимать, что операторы оказались в сложной ситуации. Ведь 99% товаров, которые у нас продаются — импортные. Все операторы рынка на перепутье и не знают, что им делать. Вроде время уже и новые коллекции закупать, но они не делают этого, потому что не понимают, как это будут продавать при таких высоких ценах и упавшем потребительском спросе», — пояснил директор управляющей компании «Гермес Плаза-сервис» (торговый центр «Гермес-Плаза») Андрей Корабельников.

«Действительно, некоторые арендаторы еще даже не завезли новые коллекции. Я не помню таких историй с 2007-2008 года», — пояснил Алексей Мальцев.

«Ритейлеры понимают, что тех объемов продаж, которые были раньше, ждать не приходится, поэтому им придется закупать меньше, тем самым сократив свой ассортимент. Они будут закупать то, что гарантированно смогут продать. Должно пройти какое-то время, чтобы люди к этому привыкли», — рассказал Андрей Корабельников.

Как рассказали в одном из магазинов женской одежды, в этом году им пришлось сузить свой ассортимент и отказаться от двух новых марок.

«Мы хотели завезти две новых марки одежды, но в итоге отказались от них, решили не рисковать. В дальнейшем мы будем работать только с теми марками, которые у нас были всегда», — пояснили в магазине.

В магазине KiddyLookbynature рассказали, что им также придется сократить ассортимент в предстоящем сезоне.

«В конце февраля к нам поступит новая коллекция. Мы ее заказали в конце декабря по новому курсу евро на туже сумму, что и прежде, правда, ее объем из-за новых цен теперь сократится. По каким ценам будем продавать дальше, пока трудно сказать, неизвестно, что будет дальше», — поделились в бутике.

Эксперты отмечают, что подорожание обещает быть значительным. В отличие от многих других сфер бизнеса, в которых российская часть в стоимость продукции (аренда, зарплата, затраты на перевозки и амортизацию) составляет большую часть себестоимости, в одежном ритейле именно закупочная цена определяет конечную стоимость товара. Это значит, что даже максимально ужавшись в расходах, продавец не сможет удержать цену от роста как минимум на 50-70%. Пока такой рост наблюдается только в незначительном числе магазинов.

Большинство старается как можно дольше сдерживать увеличение ценника, прибегая к старым складским запасам и снижению собственной рентабельности. Но уже сейчас операторы розничной торговли отмечают, что цены на новые коллекции повысились минимум на 30%. Например, так произошло в обувном доме «Покровский».

«Европа отшивает раз в год, поэтому коллекция была куплена заранее. Ассортимент в магазинах сети не сократился, возможно, он поменяется между магазинами. Наши цены выросли примерно на треть», — пояснили в магазине.

В салоне «ЭстельАдони» также подчеркивают, что ассортимент пока не снизился. Цены в магазине пытаются сдерживать. Подорожание товара произошло, но не пропорционально росту курсов.

Впрочем, эксперты рынка отмечают, что магазины могут держать цену за счет собственной торговой накрутки, которая в ряде случаев может достигать 300% и более.

«В принципе, в рублевом эквиваленте падения прибыли у магазинов нет. Но проблема в том, что снижается рентабельность за счет того, что они не могут сразу поднять цены в два раза. А повышают их лишь на 20-30%. Если раньше наценка на товары была в 100-300%, то сейчас она меньше. Из-за этих проблем операторы оказываются неспособными заплатить аренду и закупить новый товар», — считает Алексей Мальцев.

Алексей Мальцев добавил, что в наиболее сложной ситуации оказались сетевые федеральные операторы, которые имеют высокую закредитованность и не могут заплатить аренду.

«Операторы прямо говорят, что не могут платить аренду и просят отсрочить платеж. Также некоторые из них испытывают проблемы с дебиторкой. Как правило, они все очень закредитованы. А когда банк просит погасить кредит или предлагает деньги под 25%, то их бизнес просто встает. Это еще одна большая проблем розничной торговли. В этом плане, возможно, что индивидуальным предпринимателям даже проще работать. Зачастую они не имеют кредитов, а работают на своих средствах», — пояснил эксперт.

В целом же рынок ждут серьезные перемены. Эксперты полагают, что уже в ближайшее время он может ужаться в полтора-два раза как за счет снижения спроса (люди просто станут покупать меньше одежды), так и за счет переориентации на более низкие ценовые сегменты. В результате число игроков на нем серьезно сократится. Многие монобрендовые магазины вынуждены будут уйти, уступив место полибрендовым. Целый ряд ставших уже привычными европейских брендов покинет Россию. Рост объемов продаж ожидается только в массовом сегменте, ориентированном не на Европу, а на Китай.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
09.02.2015 «Гермес Плаза-сервис»: операторы розничной торговли Екатеринбурга не спешат закупать новые коллекции

УрБК, Екатеринбург, 09.02.2015. Из-за ухудшения экономической ситуации, роста курсов валют и снижения потребительского ...

22.01.2015 Уральцы отказываются от подарочных сертификатов

Население предпочитает покупать товары вместо денежных сертификатов ...

15.12.2014 От цветов к елям: екатеринбуржцы стали экономить на букетах

Рост валютного курса вызвал повышение цен на живые цветы ...

10.01.2013 Сезон распродаж: послепраздничный бум

В новогодние каникулы стартовал традиционный сезон распродаж в торговых центрах Екатеринбурга ...

12.08.2009 Директор сети магазинов «Твое» в Екатеринбурге Римма Сидоренко: В современных рыночных условиях у покупателей нет необходимости обращаться в поисках недорогой одежды в магазины секонд-хенд

УрБК, Екатеринбург, 12.08.2009. «На мой взгляд, сегодня, в современных рыночных условиях, покупателям совершенно нет ...