Статьи
12.01.2015

Ритейл не вышел из спячки

Ритейл не вышел из спячкиДорожающие продукты питания и падение доходов не стали для свердловчан поводом ограничивать свой новогодний стол. По оценке ритейлеров, объемы продаж шампанского, красной икры, мандаринов, наборов для оливье в праздничные дни сохранялись на уровне докризисных лет. Однако повторить застолья с прежним размахом в наступившем году свердловчанам уже вряд ли удастся. В торговых сетях готовятся принимать новые уведомления о подорожании продуктов с конца января. Рост цен, как ожидают ритейлеры, будет продолжаться весь I квартал 2015 года. В настоящее время продовольственный рынок живет на новостях с валютой биржи.

Ни ажиотажного бума, ни сокращения расходов на новогодний стол среди потребителей в торговых сетях не заметили. Расточительность свердловчан не остановили ни подорожание продуктов, ни падение доходов. По данным Росстата, средняя стоимость новогоднего стола в России к концу 2014 года выросла на 11,5% по сравнению с прошлым годом, составив 4,5 тыс. руб.

Как отмечает депутат Законодательного собрания Свердловской области, вице-президент ЗАО «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак, вровень с прошлым годом шли продажи шампанского, мандаринов, красной икры и других продуктов, которые традиционно выставляются на праздничный стол.

«Вы же знаете русскую душу. Когда такой праздник, как Новый год, люди себя ни в чем не ограничивают. Никаких изменений мы не увидели. Наблюдается увеличение объема продаж детских сладких подарков. На мой взгляд, это связано с тем, что часть потребителей решила упростить себе задачу, и вместо дорогих игрушек решила купить им такие подарки», — сказал Лев Ковпак.

Однако последствия праздников с богатым столом в этом году уже не будут такими безболезненными для свердловчан по сравнению с докризисным временем.

«Праздники есть праздники. Об изменении предпочтений потребителей стоит судить после каникул. Спрос был на уровне прошлого года. Потребители не экономили в той степени, в которой они начнут экономить после праздников», — считает коммерческий директор торговой сети «Яблоко» Алексей Бызов.

По оценкам специалистов, продовольственный рынок до конца января будет находиться в режиме ожидания. Основным ориентиром для него в это время будет поведение национальной валюты.

«Сейчас по ценам на продукты все стабильно. Первая и вторая декада января будут спящими. Люди отдохнут, выйдут, посмотрят свою экономику, но в целом неутешительный прогноз. Я думаю, с конца января начнут поступать уведомления о подорожании», — полагает Лев Ковпак.

«Цены, конечно, поползут вверх в зависимости от курса долл. США и евро, но резкого скачка сразу не будет. Также нужно учитывать рост платы за коммуналку — это отразится на сельхозпроизводителях. Пока делать серьезные прогнозы не представляется возможным. Однако нет позиций, по которым можно обрадовать потребителей», — отмечает председатель уральского закупочного объединения «Союз Ритейл», владелец торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин.

Однако в некоторых торговых сетях начали переписывать цены, не дожидаясь окончания новогодних праздников. В частности, сразу после Рождества покупатели заметили массовую замену ценников в магазине «Монетка» в торговом центре «Глобус». На глазах потребителей на 20-30 руб. изменилась стоимость всех сортов чая. Также подорожали фрукты. Впрочем, эксперты полагают, что причиной экстренной смены ценников стало поступление новой партии товаров, которые были куплены по новому валютному курсу.

Для того, чтобы выход из новогодней спячки не стал для потребителя шоком, ритейлеры готовят несколько вариантов. Самый радикальный из них — заморозка цен на определенный период. О готовности пойти на такой шаг заявили в торговой сети «Ашан». В компании планируют удержать цены на прежнем уровне в течение ближайших двух месяцев. Выдержки «Ашану» хватит до тех пор, пока на его складах есть товары, закупленные по старым ценам.

В торговой сети «Яблоко» не исключают, что ради сохранения прежнего количества покупателей ритейлерам придется снизить размер наценки на товары.

«Торговая наценка уменьшиться однозначно. Здесь уже будет вопрос не заработка, а сохранения трафика покупателей. На продовольственном рынке неопределенность. Я не знаю, кто может сказать, что будет завтра», — сказал коммерческий директор «Яблока».

Александр Оглоблин, в свою очередь, считает, что торговые сети с несколькими тысячами наименований могут пойти на хитрость — установить «заманчивые» ценники на ходовые продукты питания.

«Ни одна торговая сеть не будет работать «в ноль» или «минус», за исключением некоторых продуктов. В магазинах, где несколько тысяч позиций, ради привлечения покупателей маркерные товары, например, сахар или бананы, торгуются по себестоимости или ниже. В магазинах знают, что покупатель, кроме банана, купит хлеб, молоко или другое, но продавать большинство товаров ниже себестоимости никто не будет», — отмечает владелец торговой сети «Елисей».

О неизбежности подорожания говорят и федеральные власти. По оценке заместителя председателя правительства России Аркадия Дворковича, цены на продукты питания в этом году могут вырасти на 10%. При этом в российском кабмине ожидают, что очередное подорожание продовольствия будет вновь сопровождаться спекулятивными настроениями.

«В последнее время из-за ситуации вокруг рубля и целого ряда других причин, в том числе прямых спекуляций, разыгралась продовольственная инфляция, при этом урожаи этого года рекордные», — заявил 8 января председатель правительства России Дмитрий Медведев.

Во избежание ажиотажа, который в прошлом году настиг гречку и соль, глава кабмина поручил Минсельхозу России, ФАС и губернаторам «оперативно отслеживать необоснованный рост цен на продукты». Однако в Свердловской области региональные власти на поручение до сих пор не отреагировали.

«Правомерность или неправомерность роста цен отслеживает ФАС в постоянном режиме. Проблем с этим нет. На данный момент никаких совещаний не назначено. У нас, кроме ФАС, есть министерство АПК и продовольствия Свердловской области. Надо уточнить, что они делают», — пояснили УрБК в департаменте информационной политики главы региона.

Впрочем, до конца января у областных властей и региональных надзорных органов еще есть время выйти из «спящего режима». О подготовке превентивных мер против спекулянтов пока и речи не идет. Остается надеяться, что чиновники хотя бы не запоздают с ответной реакцией в случае очередного всплеска жалоб потребителей.

Сергей Беляев
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
19.11.2014 На черный день: в Екатеринбурге начался ажиотаж на крупы и соль

Екатеринбург в минувшие выходные накрыла волна ажиотажного спроса на продукты питания длительного срока хранения. ...

18.11.2014 Продуктовый психоз: жители Екатеринбурга массово запасаются крупами и солью

Екатеринбург в минувшие выходные накрыла волна ажиотажного спроса на продукты питания длительного срока хранения ...

18.11.2014 Торговая сеть «Яблоко»: некоторые магазины сети перестали закупать гречку из-за роста цен

УрБК, Екатеринбург, 18.11.2014. Некоторые магазины торговой сети «Яблоко» в Екатеринбурге перестали закупать гречку ...

17.11.2014 В Екатеринбурге наблюдается ажиотаж на крупы, соль и сухофрукты

В минувшие выходные в магазинах Екатеринбурга наблюдался повышенный спрос на некоторые виды продуктов питания ...

17.11.2014 Лев Ковпак: Потребители стали активнее покупать крупы из-за повышения цен на продукты

УрБК, Екатеринбург, 17.11.2014. В магазинах сети ЗАО «Супермаркет «Кировский» возросли продажи круп, однако ажиотажа ...