Декабрьский ажиотаж на рынке автомобилей не вызывает у автопроизводителей оптимизма из-за сильного обвала рубля. Они ждут, когда курс стабилизируется, чтобы переписать ценники и начать производство в том объеме, который потребует рынок 2015 года. По мнению экспертов, окончательно ситуация на рынке вернется в привычное русло в феврале — марте следующего года. В это время автосалонах снова появится достаточное количество автомобилей, однако их стоимость будет на 10-30% выше текущего уровня.
Покупательский ажиотаж на автомобильном рынке, возникший на фоне нестабильной финансовой ситуации, уже привел к дефициту машин в салонах. Найти автомобиль в наличии практически невозможно.
В отделе продаж «Субару Центр Екатеринбург Юг» сообщили, что в наличии осталось всего 2 свободных автомобиля.
«Остальные были распроданы за последнее время. Сейчас мы принимаем заказы только на февраль. Раньше этого срока их получить невозможно. Скорее всего, новые автомобили придут к нам по новым ценам», — сообщили УрБК в отделе продаж.
В другом автоцентре заявили, что в ближайшее время в регионе не будет автомобилей марки Skoda.
«На Урале сейчас практически невозможно их найти. Осталось несколько последних экземпляров Octavia. Тогда как, к примеру, Skoda Fabia на данный момент полностью раскуплены», — сообщили в отделе продаж автосалона Skoda Европа Авто.
Подобная ситуация наблюдается у официальных дилеров Mazda.
«Сейчас у нас осталось 5 последних экземпляров Mazda3. В то время как до резкого падения курса рубля их было более 30. Скорее всего, в ближайшие дни мы распродадим остатки своей продукции», — заявили УрБК в отделе продаж «Автопродикс» (официальный дилер Mazda в Екатеринбурге).
Аналогичный всплеск продаж наблюдается в дилерском центре Volkswagen.
«В данный момент мы распродаем остатки своей продукции со складов. Что будет потом — пока неизвестно. Скорее всего, на ближайший месяц-два продажи будут приостановлены и возобновлены уже по новым ценам», — пояснили в отделе продаж автоцентра.
Сейчас большинство представительств иностранных брендов заявили о грядущем повышении цен, многие полностью остановили продажи до появления новых прайс-листов.
«Ситуация стабилизируется сразу после того, как курс валюты перестанет скакать туда- обратно по 2-4 рубля. Тогда импортеры сразу начнут отгружать автомобили. Для того, чтобы заполнить автосалоны им нужно около 1 месяца. На мой взгляд, цены на иномарки в будущем вырастут еще на 10%. Напомню, что до этого они прибавили к стоимости 8-15%», — считает директор «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин.
По его словам, декабрьский ажиотаж приведет к тому, что в первом квартале 2015 года на рынке практически полностью приостановятся продажи. Все, кто хотел в ближайшее время приобрести, сделают это сейчас. В целом в 2015 году спад продаж на авторынке может достигнуть 20%, прогнозирует эксперт.
Аналитик Сергей Тюпин полагает, что автосалоны начнут работать в нормальном режиме с февраля-марта будущего года.
«Скорее всего, после новогодних праздников курс рубля более-менее стабилизируется. Автодилеры через месяц-полтора после этого начнут работать в нормальном режиме. Однако, скорее всего, они будут вынуждены на 15-20% поднять цены. Конечно, это приведет к перенасыщению спроса. Однако все зарубежные автопроизводители находятся в равных условиях», — уверен Сергей Тюпин.
По мнению экспертов, традиционного снижения цен на прошлогодние марки ждать не стоит.
«Подорожание может достичь 30% для импортируемых автомобилей. Некоторые производители (например, Volkswagen) фиксируют текущие цены на 2015 год для тех покупателей, кто заключил контракт сейчас и внес предоплату», — считает представитель агентства «Автостат» Сергей Целиков.
По его словам, если курс валют продолжит расти, падение рынка продаж новых автомобилей в 2015 году может составить от 20 до 30%.
Отметим, что по причине возможного перенасыщения рынка и неопределенности с будущими ценами несколько иностранных фирм приостановили сборку автомобилей: к примеру, Ford и «ПСМА Рус» (собирает модели концерна PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi) и московский завод Renault. Со следующей недели может встать конвейер на заводе Volkswagen. После праздников эта участь, вероятно, постигнет калининградский сборочный автогигант «Автотор» и завод GM в Санкт-Петербурге.
Можно констатировать, что текущий всплеск спроса на рынке не радует автосалоны из-за обвала рубля. Они ждут, когда курс стабилизируется, чтобы переписать ценники и начать производство в том объеме, который потребует рынок 2015 года. В данным момент население скупает остатки автомобилей по старым ценам. Поэтому в ближайшие два-три месяца в Екатеринбурге будет наблюдаться острый дефицит иномарок.
Евгений Чечкин