В последние месяцы российский рубль резко подешевел не только по отношению к долл. США и евро, но и к юаню. Если летом китайская валюта стоила 55-56 руб., то сейчас — 87-88 руб. (рост составил около 38%). В связи с этим очевидно, что вслед за европейскими, американскими и японскими автомобилями цены поднимутся и на китайские. По мнению экспертов, это может привести к потере их доли на российском рынке, потому что отечественные покупатели любят китайские авто именно за дешевизну, скептически оценивая их качество.
К примеру, цены на автомобили Chery с 1 декабря выросли до 5% на весь модельный ряд марки. При этом в компании считают, что если негативные тренды на валютном рынке сохранятся, то с 1 января 2015 года цены придется повысить еще раз. Суммарно подорожание может составить до 10%.
«Мы до последнего старались сохранить свое ценовое позиционирование на рынке. К сожалению, стремительно дешевеющий рубль не оставляет нам иного выбора. Повышение цены будет, но не столь значительное, как падение рубля», — заявил глава «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» Геннадий Павлов.
Стоимость других китайских иномарок — Changan, Hover H5 и Great Wall — в начале декабря увеличились на 60 тыс. руб. (около 10%). На пикап Wingle 5 — на 20 тыс. руб. (около 5%).
«Мы повысили стоимость только самых популярных моделей из КНР, которые пользуются наибольшим спросом у населения. До этого момента в 2014 году роста стоимости не было. Хотел бы отметить, что повышение ценников не привело к снижению числа покупателей», — сообщил менеджер автосалона «Автолайн» Иван.
Однако пока цену на автомобили не повысили два самых крупных китайских автопроизводителя на российском рынке.
«Стоимость автомобилей марки Lifan пока не выросла. Наоборот, действуют многочисленные скидки», — сообщил УрБК руководитель отдела продаж автосалона «Авто-Лидер на Шефской» Александр Алещенко.
Отметим, что Lifan является самым популярным китайским производителем на отечественном авторынке. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев этого года дилеры продали в РФ около 20 тыс. автомобилей. Для сравнения, ближайший преследователь — Geely — реализовал 16 тыс. экземпляров. Цены на данную марку пока также остаются на прежнем уровне.
Однако с 1 января все китайские автомобили могут подорожать сразу на одну треть.
«Стоимость после Нового года может вырасти на 30%. Это касается всех автомобилей из Китайской народной республики: как уже подорожавших, так и продающихся сейчас по старым ценам. Пока данная информация не афишируется: производитель не хочет пугать российского покупателя. Поэтому о том, что цена автомобиля выросла, клиент узнает только тогда, когда придет в салон», — отметил менеджер по продажам крупного автосалона, пожелавший остаться анонимным.
По мнению экспертов, повышение цены может сказаться на будущем китайского автопрома в России.
«В последнее время производители из КНР активно осваивали наш рынок. За последние годы им удалось увеличить свою долю с 2 до 4%. При этом эксперты ранее предполагали, что к 2016 году она увеличится до 6%. Однако возможное повышение стоимости может «похоронить» эти планы. Все дело в том, что основными конкурентами на российском рынке для китайцев являются автомобили «Лада». Они находятся в одном ценовом диапазоне с машинами из КНР. Продукция «АвтоВАЗа дороже, однако незначительно лучше по качеству. Единственным серьезным плюсом китайских авто является достаточно привлекательная цена», — сообщил эксперт аналитического центра «Автопарк» Михаил Селезнев.
По его словам, повышение стоимости сразу на 30% может сделать китайские автомобили невостребованными. Они рискуют потерять ту нишу, которую сейчас занимают на нашем рынке.
«АвтоВАЗ» вряд ли поднимет цену на свою продукцию выше 10%. Локализация производства на российском заводе составляет 85%. Следовательно, всего 15% комплектующих завод закупает за валюту, остальное — за российские рубли», — заявил Михаил Селезнев.
Таким образом, резкое повышение стоимости китайских автомобилей (до 30%) может привести к падению спроса по причине того, что россияне всегда считали дешевизну главным плюсом китайских автомобилей. Ситуацию усугубляет тот факт, что весь российский авторынок сейчас переживает не самые лучшие времена. В этом году объем продаж автомобилей в стране снизился на 10-12%. В связи с продолжением ухудшения экономической ситуации и падением покупательной способности населения перспективы практически всех автопроизводителей остаются под большим вопросом: спрос на новые автомобили с каждым месяцем снижается, в то время как их стоимость растет.