Статьи
10.11.2014

Курс на потребителя: бензин может вырасти в цене до 1 доллара США за литр

Курс на потребителя: бензин может вырасти в цене до 1 доллара США за литрДешевеющая нефть и налоговые льготы для отраслевых компаний вынуждают правительство России искать новые источники дохода. Средства планируется изыскать в том числе за счет потребителей топлива 5 класса и увеличения налога на добычу полезных ископаемых. Однако предпринимаемые властями шаги, по мнению аналитиков и автомобилистов, являются лишь предпосылками к тому, чтобы уравнять стоимость 1 л топлива с долларом США. Такой сценарий возможен в случае дальнейшего снижения цен на нефть и увеличения дефицита федерального бюджета. Стоит отметить, что негативный прогноз относительно будущего российской экономики предусмотрен и в правительстве.

О росте цен на бензин в 2015 году еще в конце октября текущего года предупредил вице-премьер России Аркадий Дворкович. При этом чиновник отметил, что в отличие от зарубежных нефтедобывающих стран, цены на нефть и внутренняя стоимость топлива не взаимосвязаны.

«Цены на бензин зависят прежде всего от издержек производства и акцизов. Акцизы у нас в последнее время повышались, издержки, естественно, тоже не падают, поэтому росли и цены на бензин. Мировые цены на нефть на рост внутренних цен на бензин не влияют», — заявил Дворкович.

Изначально в правительстве обсуждалось увеличение акцизов в 2015 году на все виды топлива. По данным Минфина России, в следующем году из-за налогового маневра в нефтяной отрасли ожидается рост стоимости топлива на 1,5 руб. за л. Однако собранных за счет акцизов средств даже после налогового маневра было бы недостаточно для пополнения региональных дорожных фондов. В конечном итоге было принято решение увеличить акцизы на топливо класса «Евро-5» в 2015 году на 1 руб. На данный момент этот вид топлива в России является высшим экологическим стандартом. С 1 января 2014 года этот класс распространен на все ввозимые в страну автомобили.

Однако, как считает эксперт в сфере логистики Александр Трахтенберг, на одном виде топлива правительство России не остановится.

«Если какой-то вид топлива увеличился на определенную сумму, государству и с остальными захочется проделать то же самое. Либо государство опять залезет в затратную часть самих нефтяных компаний», — считает Трахтенберг.

При этом эксперт отметил, что увеличение акцизов на топливо 5 класса может повлечь лишь сокращение его потребления либо уменьшение объема производства. В результате федеральный бюджет может получить от сбора меньшую сумму, чем ожидается сейчас.

Дополнительной нагрузкой для потребителей станет также увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых, проводимое в рамках налогового маневра. По оценке Минэкономразвития России, в результате роста акцизов и налогов стоимость топлива в среднем увеличится на 10-15%, то есть на 3-5 руб.

«Эту ставку будут перекладывать на конечного потребителя. Структура нашего рынка такова, что другой альтернативы нет. Если во многих нефтегазодобывающих странах стоимость топлива субсидируется государством — у нас все в точности наоборот, и перемен не предвидится», — поясняет заместитель директора по юридическим вопросам ИФК «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.

Впрочем, как считает ряд экспертов, да и сами автомобилисты, власти в следующем году могут продолжить увеличивать нагрузку на потребителей. Такой вариант возможен в случае, если начнет сбываться худший из ожидаемых в правительстве прогнозов по экономике. Как известно, Минфин России намерен разработать запасной бюджет на 2015 год, в котором будут предусмотрены такие факторы, как дальнейшее снижение цен на нефть и девальвация рубля. В этом случае, по мнению аналитиков, цены на бензин будут привязаны к иностранной валюте во избежание потерь для федерального бюджета и нефтяных компаний.

«По мере возрастания дефицита бюджета, возможно, что в конечном итоге стоимость литра бензина будет сопоставима с курсом иностранных валют. Это не обязательно долл. США, это может быть и евро, и другая валюта. Зачастую у нас стараются подстраховаться. У нас стараются обеспечить наполняемость бюджета любыми способами», — отмечает Дмитрий Земеров.

«Я не исключаю, что цена за 1 л бензина может достигнуть 1 долл США. Нас начинают к этому постепенно готовить. Ведь раньше бензин стоил долл. США, а теперь он подешевел по отношению к валюте. Создается ощущение, что цены на бензин связаны больше с долл. США, чем с ценами на нефть», — сказал представитель комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов.

Вместе с тем независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов считает, что дальше принятых решений в правительстве не пойдут, поскольку увеличение нагрузки на потребителя может негативно отразиться на целых секторах экономики.

«Налоги собираются в рублях, а не в долл. США. Вряд ли производители переложат стоимость долл. США на стоимость бензина. Очень многие вещи станут нерентабельны, начиная от транспортных компаний и заканчивая сельским хозяйством. Расстояние в стране существенное, поэтому здесь выиграет только железная дорога. Пока вряд ли об этом можно говорить. Чтобы такой скачок произошел, нужен сговор производителей», — считает Вахитов.

Александр Трахтенберг также не ожидает скорых скачков цен на топливо. По его мнению, дальнейшее повышение тех же акцизов не будет производиться перед посевной кампанией или уборочными работами. Фермерам будет просто не выгодно работать в этих условиях. Компенсировать их затраты на ресурсы, по словам министра АПК и продовольствия Свердловской области Михаила Копытова, государство не сможет из-за правил ВТО.

По оценке Земерова, в результате дальнейшего роста цен на бензин пострадают также потребители, которые никогда не садились за руль.

«Рост цен на топливо будет оказывать дополнительное давление на инфляцию потому, что топливо является значительной составляющей в цене на услуги и товары. Мы получим значительный рост цен на товары. Какая будет инфляция в следующем году, сказать сложно. То, что хорошо для нефтегазовых компаний и бюджета, в точности наоборот может негативно отразиться на экономике и потребителе», — считает эксперт.

Сергей Беляев
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
10.11.2014 Эксперт: Стоимость 1 л бензина может достичь 1 долл. США по мере возрастания дефицита бюджета

УрБК, Екатеринбург, 10.11.2014. Цена 1 л бензина может достигнуть 1 долл. США в случае увеличения дефицита федерального ...

10.11.2014 Максим Едрышов: Нас готовят к тому, что цена на 1 л бензина может достигнуть 1 доллара США

УрБК, Екатеринбург, 10.11.2014. Налоговые маневры, проводимые правительством России в нефтегазовой отрасли, создают ...

05.11.2014 Акцизы на топливо 5 класса могут подорожать на 1 руб. в 2015 году

УрБК, Москва, 05.11.2014. Акцизы на топливо 5 класса в 2015 году могут вырасти на 1 руб. за л, пишет газета ...

22.10.2014 Аркадий Дворкович: В 2015 году в связи с налоговым маневром цены на бензин в России возрастут

УрБК, Москва, 22.10.2014. В 2015 году цены на бензин в России вырастут из-за принятых налоговых решений по акцизам, при ...

22.08.2012 Топливный союз: осенью цены на бензин могут вырасти на 2,5 рубля за литр

УрБК, Москва, 22.08.2012. Литр бензина на АЗС России к осени может вырасти в цене в среднем на 2–2,5 руб. Одна из ...