За последние два года объем рекламных бюджетов застройщиков Екатеринбурга вырос больше чем в полтора раза. По мнению экспертов, это может свидетельствовать о серьезных проблемах девелоперов. С одной стороны, они не снижают темпов строительства жилья. Сейчас метраж возводимых новостроек составляет около 2 млн кв. метров. С другой, в последнее время падает платежеспособный спрос на квартиры со стороны населения. Кроме того, девелоперы столкнулись с дефицитом финансовых ресурсов для строительства из-за введения санкций в отношении российских банков.
По данным исследования Deltaplan, число рекламируемых проектов недвижимости выросло c 92 (в первом полугодии 2013 года) до 126 (первое полугодие 2014 года). Если в январе-июне прошлого года на продвижение топ-10 объектов застройщики потратили около 27 млн руб., то в I полугодии 2014-го на рекламу первой десятки объектов было потрачено на 60% больше (43 млн руб.), сообщает газета «Коммерсантъ». Увеличение расходов во многом обусловлено рекордно высокими темпами возведения жилья.
«В городе сейчас очень большой объем строящейся недвижимости. Это может привести к трудностям с его реализацией. Но сегодня делать какие-либо пессимистичные выводы преждевременно. Первые итоги 2014 года можно будет подводить только в конце осени. Конечно, проблемы имеются. Однако текущую ситуацию на рынке я бы не называл кризисом», — сообщил управляющий ЗАО «ЛСР. Недвижимость — Урал» Владимир Крицкий.
Исполнительный директор Уральской палаты недвижимости (УПН) Рустем Галеев настроен не столь оптимистично.
«Платежеспособный спрос на жилье в последнее время сильно упал. Это самая главная проблема для застройщиков. Ситуация улучшится только при реализации одного из двух сценариев: падении цен на жилую недвижимость на 5-10%, либо росте средней заработной платы в регионе. Пока оба кажутся маловероятными. Однако, на мой взгляд, первый сценарий куда более реалистичен, чем второй», — считает Рустем Галеев.
Гендиректор компании «Retail С» Марат Аванесян также уверен, что основной проблемой для застройщиков является снижение платежеспособного спроса.
«Сейчас Россия столкнулась с неблагоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктурой. В стране наблюдается снижение покупательной способности населения. Это является главной проблемой для застройщиков. Они боятся, что значительная часть построенных квартир в будущем может не найти своего покупателя. Пока подобная нестабильность сохраняется, шансов на восстановление рынка мало», — уверен Марат Аванесян.
По его словам, объекты жилой недвижимости строятся либо на деньги будущих жильцов, либо на средства кредитных учреждений — потому что ни у одного застройщика нет такой большой суммы. Однако сейчас существуют проблемы как с привлечением денежных средств населения, так и с доступными банковскими ресурсами.
«Именно поэтому застройщики резко увеличили рекламные расходы. Между ними просто в последнее время значительно выросла конкуренция за клиентов. Говорить об успешности этих рекламных кампаний можно достаточно относительно. Потому что пока ситуация на рынке продолжает ухудшаться», — сообщил Марат Аванесян.
По мнению директора АН «Диал» Александра Дмитриева, если рекламная кампания грамотная и продуманная, то она будет достаточно эффективной.
«Кроме того, если одна компания тратит какую-то сумму на рекламу, то по инерции другая будет поступать также, чтобы не отставать. Конкуренция между застройщиками постоянно увеличивается», — уверен Александр Дмитриев.
Исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников связывает проблемы застройщиков в санкциями стран Запада против России.
«Рынок жилья Екатеринбурга «разогрелся». Он достаточно интенсивно развивается с 2010 года. Сейчас объемы строительства находятся на рекордном уровне. Это требует большого объема финансовой подпитки. После введения санкций российские банки сократили субсидирование строительства. Соответственно, застройщики столкнулись с трудностями, поэтому они вынуждены тратить больше денежных средств на маркетинговую политику», — полагает Вячеслав Трапезников.
По его словам, банкам и застройщикам просто необходимо время, чтобы перестроиться и нормально функционировать в новых реалиях.
Подобного мнения придерживается председатель совета директоров «Корин холдинга» Андрей Бриль.
«Застройщики сейчас испытывают дефицит «длинных» финансовых ресурсов в виде доступных кредитов или другой инвестиционной государственной помощи. Все остальные проблемы второстепенны. На мой взгляд, для того, чтобы переломить ситуацию, необходимо коренным образом реформировать финансовую систему страны», — рассказал Андрей Бриль.
Можно констатировать, что застройщики вынуждены увеличивать расходы на рекламу. С одной стороны, они столкнулись с сокращением платежеспособного спроса. Это связано с некоторым снижением уровня доходов населения, а также страхом жителей города совершать сделки купли-продажи в нестабильное время. С другой — с малодоступностью банковских финансовых ресурсов для строительства, обусловленной введением санкций в отношении России. В связи с этим появился риск того, что некоторая часть объектов жилой недвижимости может остаться недостроенной из-за нехватки денежных средств у инвестора.
Евгений Чечкин