Право на работу: иностранные водители не спешат менять водительское удостоверение
С 9 мая 2014 года вступают в силу поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», согласно которым иностранные водители, работающие по найму, должны будут иметь права на управление автотранспортом российского образца. Тем не менее в Свердловской области их количество на сегодняшний день составляет 103 человека. Эксперты прогнозируют, что в мае 2014 года часть муниципалитетов региона столкнется с тем, что коммерческие пассажирские автоперевозчики могут не выйти в рейс. В связи с этим увеличится нагрузка на муниципальный транспорт. Если только к этому времени коммерческие перевозчики не наберут в штат водителей с российским гражданством.
По состоянию на 15 апреля 2014 года в Свердловской области желание поменять водительское удостоверение изъявили только 306 человек. При этом автопарк коммерческого пассажирского автотранспорта на сегодняшний день насчитывает около 7 тыс. единиц.
Изначально поправки в федеральный закон должны были вступить в силу еще 5 ноября 2013 года. Однако тогда транспортные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, не вывели на маршрут свои автобусы, и им дали отсрочку на полгода. Тем не менее, как констатируют в Управлении ГИБДД по Свердловской области, ситуация не изменилась в лучшую сторону.
«Эта проблема особенно актуальна для Нижнего Тагила, Верхней Пышмы и Березовского. Здесь на коммерческом транспорте используются водители как граждане РФ, так и иностранцы, в пропорции примерно 50 на 50. В Екатеринбурге доля трудовых мигрантов среди водителей автотранспортных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, составляет порядка 80%», — отметили в пресс-службе ведомства.
Тем не менее в Госавтоинспекции не склонны драматизировать ситуацию и приводят в качестве примера тот период, когда в Екатеринбурге летом 2008 года проводился саммит ШОС, и на улицах практически не было частных пассажироперевозчиков.
«Тогда к нам не поступило ни одной жалобы от граждан на работу общественного транспорта. Вообще у Екатеринбурга достаточно большой потенциал, и горожане вряд ли ощутят на себе отсутствие коммерческих автобусов на каких-то маршрутах. В целом ситуация нагнетается искусственно, так как коммерческие перевозчики просто не хотят переобучать свой персонал, вкладывать средства в развитие, а хотят максимально получать прибыль от своей деятельности», — считают в УГИБДД Свердловской области.
В администрации Екатеринбурга считают, что все равно нагрузка на муниципальный общественный транспорт будет ощутимая и прогнозируют, что 9 мая на маршруты могут не выйти порядка 30% автобусов коммерческих перевозчиков.
Как отметил заместитель председателя комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Сергей Яскевич, в связи со вступлением с мая поправок в закон скорректирована действующая схема общественного транспорта.
«В муниципальном общественном транспорте водители-иностранцы используются только в ЕМУП «Муниципальное объединение автотранспортных предприятий», и здесь уже большая часть водителей получила права российского образца. В ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» и Екатеринбургском метрополитене иностранцев нет. Тем не менее нагрузка возрастет, и в связи с этим схема общественного транспорта пересмотрена. Коммерческим же перевозчикам мы советовали решать проблему просто: набирать в штат водителей с российским гражданством», — сообщил Сергей Яскевич, отметив, что, скорее всего, ни о какой отсрочке вступления в силу поправок больше речи не будет.
С ним согласен директор ООО «Ю-ви-Эй транс» Сергей Лоскутов, который считает, что с мая 2014 года у ряда предприятий трудности возникнут, но они вынуждены будут выполнять закон.
«Полгода, которые дали перевозчикам на переэкзаменовку, возможно, не совсем достаточный срок, чтобы полностью решить проблему, но что-то удалось сделать. Часть водителей переэкзаменовать, частично набрать с русским гражданством. Думаю, что со временем ситуация выправится, и доля клиентов, которые могут быть изначально потеряны, равномерно перераспределится между всеми участниками рынка», — отметил Сергей Лоскутов.
Также произойдет и перераспределение пассажиров-льготников, что не решит саму проблему компенсаций как муниципальному, так и коммерческому транспорту за их перевозку.
В Екатеринбурге, по оценке городской администрации, долг региональных властей перед предприятиями общественного транспорта достиг 1,73 млрд руб. Однако в правительстве области считают, что принятое несколько лет назад соглашение не имеет силы, поэтому с компенсациями необходимо разбираться.
На последнем заседании правительства Свердловской области глава регионального кабинета министров Денис Паслер отметил, что «муниципальный транспорт — это работа муниципалитета».
«Количество людей, перевозимых муниципальным транспортом, падает. Коммерческие организации работают и решают сами свои проблемы самостоятельно», — заявил он.
При этом на сегодняшний день в Екатеринбурге, по подсчетам городских властей, именно муниципальный общественный транспорт перевозит до 80% пассажиров, а остальное приходится на долю частных перевозчиков.