Грузы на колесах
Свердловские предприятия настороженно отнеслись к идее областного Министерства транспорта переориентировать перевозку тяжелых грузов с автомобильных на железные дороги. Бизнес не отрицает необходимости сохранять региональные трассы, однако отмечает, что системные недостатки РЖД не позволяют железной дороге наравне конкурировать с автоперевозчиками по времени, качеству, а зачастую и по цене. Без решения системных проблем железной дороги, а также затратного для промышленности развития подъездных путей и погрузочных площадок переориентация грозит принести больше вреда, чем пользы.
В конце прошлой недели свердловский Минтранс озвучил идею переориентировать перевозку грузов промышленных предприятий с автомобильного на железнодорожный транспорт. Как отмечают в ведомстве, данная мера должна стать эффективным способом сохранить дорожное полотно региональных трасс, 51% которых, по данным еще на начало 2013, года находился в неудовлетворительном состоянии.
Большегрузные грузовые автомобили, перевозящие тяжелые материалы, разрушают дорожное покрытие, однако предприниматели предпочитают пользоваться именно автотранспортом за счет экономии денежных средств и времени, отмечают в министерстве.
При этом промышленники не против перехода на железнодорожный транспорт, однако помимо названных факторов, этому мешает недостаточно развитая и требующая реконструкции сеть погрузочно-разгрузочных площадок и подъездных путей у грузополучателей.
Уральские эксперты посчитали идею переориентировать грузоперевозки с автомобильного транспорта на железнодорожный несостоятельной.
«Согласно рыночным условиям, сложившимся в России, железнодорожный транспорт во многом уступает автомобильному по цене, качеству и времени. Непонятно, при помощи каких инструментов возможно претворить эту идею в жизнь», — заявил генеральный директор Cross Development Group Олег Кудрявцев.
Системный минус железнодорожного транспорта — отсутствие предсказуемости по времени, говорит вице-президент по развитию AVS Group Александр Трахтенберг. Кроме того, говорит он, никто не гарантирует, что вагон вместо Санкт-Петербурга не уедет в Новороссийск — подобные прецеденты уже были.
Как отмечают представители промышленных предприятий, РЖД постоянно чинит препоны своим клиентам, что усложняет работу.
«Наше предприятие традиционно пользуется услугами РЖД, у нас есть свои пути. Разгрузить автодороги от тяжелых машин действительно надо. Другое дело, что с РЖД очень сложно работать: то они тарифы повышают, то грозят закрыть нефункциональные, на их взгляд, станции, то ограничивают количество вагонов в поезде, например, не разрешают прицеплять более десяти. Эти препоны очень усложняют работу», — рассказал главный инженер ОАО «Северский гранитный карьер» Александр Щеглов.
Президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис отметил, что при полном контроле над соблюдением норм нагрузки на ось автомобиля многие компании задумаются о перевозках при помощи железной дороги. Сейчас, по данным Минтранса, максимально допустимая нагрузка на ось автомобиля составляет 8 т.
«Ремонт автодорог — это затраты областного бюджета. Поэтому инициатива властей их разгрузить вполне закономерна», — считает Сергей Шавзис.
Однако он подчеркнул, что с точки зрения рынка железнодорожный транспорт не всегда лучше автомобильного. По его словам, по разным направлениям ситуация разная: не везде удобно использовать железную дорогу.
Наконец, экспертов заинтересовало, почему Минтранс так рвется переориентировать грузопотоки на железную дорогу.
«Непонятно, почему региональный Минтранс стал в явном виде лоббировать интересы компании, которая не зарегистрирована в Свердловской области — РЖД», — говорит эксперт.
Впрочем, тема сохранности дорог действительно актуальна, признают эксперты. Однако следует идти не только по пути запрета, подчеркивает Александр Трахтенберг.
«Никто не ставит вопрос о том, что надо менять стандарты строительства дорог. До сих пор действуют ГОСТы, разработанные в 50-х и 60-х годах. Ситуация изменилась принципиально. Почему-то по пути укрепления дорог никто не идет, конечно, проще все запретить», — сетует эксперт.
Кроме того, на западном направлении тарифы на железнодорожные перевозки зачастую выше, чем на автомобильные. «Получается абсурд: мало того, что некомфортно, так еще и экономика не в пользу РЖД. Возникает вопрос: зачем нам вообще перевод на железнодорожный транспорт?», — задается вопросом представитель AVS Group.
Замминистра транспорта Василий Старков также отметил, что в правительстве планируют ужесточать контроль за передвижением большегрузов, в частности — увеличивать штрафы за превышение максимально разрешенной массы (сумма штрафа пока не определена). Однако эксперты сомневаются, что данная мера остановит грузоперевозчиков.
«Даже если правительство введет ограничения по весу и заставит предприятия платить высокие штрафы, выгоднее будет заплатить штраф, чем дожидаться груз, отправленный по железной дороге», — заключил Олег Кудрявцев.