Яркая светодиодная реклама на задних бортах городских автобусов, распространившаяся в Екатеринбурге в последнее время, отвлекает водителей от дороги, уверены в Госавтоинспекции. Более того, такой рекламный носитель, по мнению муниципального перевозчика и ГИБДД, нарушает технические нормы. Автоэксперты отмечают, что ее распространение необходимо остановить прежде, чем она станет причиной дорожно-транспортных происшествий. Однако предлагающий данную услугу предприниматель настаивает, что не нарушал нормы закона и намерен отстаивать свою правоту в суде.
Светодиодная реклама на заднем стекле пассажирских автобусов появилась в Екатеринбурге в 2012 году. Уже тогда представители ГИБДД и муниципальных перевозчиков отмечали, что она нарушает ГОСТ, в частности, п. 7.18 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации». По словам представителя ГИБДД, в адрес управления еще в декабре 2012 года стали поступать обращения от автовладельцев с жалобами на подобные рекламные табло. Тогда сотрудники Госавтоинспекции предписали руководителям предприятий устранить замечания.
«Я тоже видел такой автобус, в темное время суток он сильно отвлекает водителя от управления автомобилем — очень яркие цвета. Сейчас мы обращаем внимание на такие автобусы при ежедневном надзоре, но пока таких фактов не выявили», — сказал и.о. начальника отдела технического надзора управления УГИБДД по Свердловской области Александр Порубенко, отметив, что автовладельцам стоит обращаться в Госавтоинспекцию при виде подобных рекламных конструкций.
Между тем представители компании, продвигающие подобный носитель, преподносят его особенности в качестве преимущества. «Динамическая реклама на светодиодных панелях привлекает внимание больше, чем статичная», — говорится на сайте организации «Рестарт», предлагающей разместить объявления на заднем стекле автобусов.
Согласно данным на сайте компании, объявление длительностью 15 секунд включается в трехминутный блок. Показ объявления на 10 панелях в течение 15 дней будет стоить 14 тыс. руб., на 20 панелях — 26 тыс. руб. Показ же в течение месяца обойдется в 25 и 45 тыс. руб. соответственно. Никаких конкретных цифр охвата аудитории на сайте не указано.
Примечательно, что предоставить транспорт для светодиодных объявлений решили только некоторые частные перевозчики. В ЕМУП МОАП, располагающем крупнейшим парков полногабаритных автобусов, отметили, что к ним несколько раз обращались с предложением разместить данную рекламу. Однако технические специалисты предприятия выяснили, что подобные объявления нарушили бы ГОСТы. В результате муниципальный перевозчик отказался устанавливать такие светодиодные щиты, рассказала начальник рекламного отдела МУПа Татьяна Громазина.
За подобной рекламой нет никакого контроля, и ее становится все больше и больше, отмечает представитель Комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов. «На мой взгляд, рано или поздно какой-нибудь водитель отвлечется, не успеет вовремя среагировать, и может произойти ДТП. Можно ведь не дожидаться, пока это случится», — говорит автоэксперт. Если у государственных органов есть цель что-то убрать, то они это уберут.
В администрации Екатеринбурга отмечают, что проблему несанкционированной рекламы на автобусах решают в рабочем порядке.
«Частные перевозчики пытаются извлекать прибыль из всего, что возможно — наверно, это правильно, но порой это происходит в ущерб безопасности. Мы с этим боремся, у нас есть транспортная инспекция, которая выявляет нарушения и выписывает предписания. Конечно, такой вид рекламы ни с кем не согласован и осуществляется самовольно», — сказал пресс-секретарь городской администрации Денис Сухоруков.
Ведомства, в рамках полномочий которых устранить несанкционированную рекламу, пока обсуждают проблему. «Есть определенный уровень компетенций. Администрация города отвечает за наличие и качество подвижного состава, интенсивность движения, соблюдение маршрута. ГИБДД отвечает за безопасность, техобслуживание транспорта и требования к водителю. Поэтому с этой проблемой нужно бороться комплексно. Мы надеемся на повышение активности органов правопорядка, чтобы они выявляли нарушителей и штрафовали. Это приведет к тому, что данный вид рекламы исчезнет», — уверен Денис Сухоруков.
Директор компании «Рестарт», предлагающей подобные объявления, заявляет, что с претензиями Госавтоинспекции не согласен. «Сотрудники ГИБДД обнаружили пункт техрегламента для автотранспорта, запрещающий подобные объявления. Но мы не можем найти, в чем их претензии, у этих доводов нет законного подкрепления. Есть опасения, что это может быть небезопасно, а предел безопасности не оговорен», — утверждает директор «Рестарта» Кирилл Хуртин.
По его словам, недавно водителю автобуса, на котором был размещен подобный рекламоноситель, выписали штраф за незаконные изменения в конструкции транспортного средства. «Однако сами сотрудники ГИБДД выдали нам документ, что это не является изменением конструкции автомобиля. Они сами себе противоречат, и мы будем опротестовывать все это в суде. Мы лишь пытаемся доказать, что действуем в рамках закона. Если суд скажет демонтировать, конечно, мы это сделаем», — подчеркнул директор компании.
Впрочем, он признает, что светодиодная реклама на задних стеклах автобусов занимает несущественную долю в бизнесе, значительным спросом такая реклама не пользуется. «Продается не очень хорошо, а затраты немаленькие», — сетует Кирилл Хуртин. Однако сейчас делать какие-то выводы об эффективности подобной рекламы трудно: «Всегда нужно время, чтобы увидеть эффективность, понять, как новый бизнес будет действовать», — заключает он.
Таким образом, рекламу на светодиодных табло, размещенных на городских автобусах, едва ли ждет светлое будущее. С ней намерены бороться как Госавтоинспекция, так и администрация Екатеринбурга, а сама эффективность носителя вызывает сомнения. Однако пока она никуда не исчезла с городского транспорта, и, вероятно, для этого понадобится еще немало времени.