Статьи
11.11.2013

Не в тренде: россияне не обеспокоены страхованием жизни

Не в тренде: россияне не обеспокоены страхованием жизниВ 2012 году более 6,2 млн россиян и 27 тысяч компаний приобрели полисы страхования жизни. По сравнению с масштабами страны, эти показатели очень невелики. Сейчас этот сегмент показывает высокие темпы роста: 50-60% в год, но они обусловлены не популярностью направления, а лишь его становлением на рынке. Многие путают страхование от несчастных случаев и страхование жизни. Последнее покрывает практически все риски. Кроме того, оно позволяет задействовать финансовые инструменты для приумножения накоплений клиента. Обсудить проблемы отрасли собрались ведущие эксперты рынка на международной конференции «Стратегия развития рынка страхования жизни. Практические аспекты реализации», прошедшей в Москве.

Впрочем, этой услугой россияне пользуются неохотно. Причиной этому не только низкая популярность, но и неосведомленность граждан о такой возможности в принципе. Доходность по подобным продуктам ниже депозитов, в среднем по страховым полисам она составляет 6-9%, в валюте 3-5%. Россия никогда не была страной с высоким уровнем финансовой грамотности среди населения, возможно, именно поэтому россиянам гораздо привычнее пользоваться простыми и понятными инструментами — банковскими вкладами.

Между тем так было не всегда. В конце 90-х страхование жизни в России приобрело особую популярность, когда компании оптимизировали уплачиваемые налоги. Но в 2004 году в ходе борьбы со схемным страхованием Минфин ликвидировал все налоговые преимущества в страховании жизни.

По данным Ассоциации Страховщиков Жизни (АСЖ) и Комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС), по итогам 9 месяцев общий объем страховой премии вырос по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 40,6% и составил 71,52 млрд рублей, из них по страхованию жизни — на 59,9%, и составил 56,20 млрд рублей. Сбор премий по иному личному страхованию уменьшился на 2,6% и составил 15,32 млрд рублей.

Но, как отмечает председатель комитета по страхованию жизни ВСС и гендиректор СК «Сбербанк страхование» Максим Чернин, рост этого сегмента рынка является скорее количественным, чем качественным. Ведь большая часть собранной премии привязана к деятельности банков по кредитованию населения.

По данным АСЖ, общий размер страховых выплат в 2013 году увеличился на 0,1% по сравнению с выплатами страховщиков по итогам 9 месяцев предыдущего года и составил 9,16 млрд рублей. При этом выплаты по другим категориям страхования увеличились на 65,6% до 2,23 млрд рублей, выплаты по страхованию жизни сократились на 11,3% и составили 6,93 млрд рублей (в 2012 году — 7,81 млрд руб.).

По словам президента АСЖ и президента компании «МетЛайф Алико» Александра Зарецкого, за несколько прошедших лет на рынке прошла консолидация. Так, если два или три года назад в этом сегменте работало более 60 компаний, то на сегодняшний день их 44.

Впрочем этот процесс продолжится, и к концу 2020 года на рынке останется около 30 компаний, резюмируют аналитики.

Максим Чернин отмечает, что Россия находится на 48 месте в мире по размеру собираемой премии. Доля премий по страхованию жизни ВВП России составляет 0,086%, когда в Великобритании этот показатель доходит 15%. На сегодняшний день доля страхования жизни в общем страховом рынке составляет 3,5%, в развитых экономиках доля может достигнуть 50%.

Одной из самых ярких проблем отрасли эксперт назвали зависимость от банков.

«Это опасно тем, что мы напрямую связаны с происходящим в розничном кредитовании. Сейчас темпы роста снижаются, и на нас это обязательно отразится. Банки чувствуют эту зависимость и повышают взымаемую комиссию, пересматривая условия сотрудничества. Кредитное страхование — не обязательный продукт, но банки его привязывают к выдаваемым кредитам, что не прибавляет популярности страховым компаниям», — подчеркнул Александр Зарецкий.

По данным АСЖ., львиную долю в структуре рынка страхования жизни по видам в 2012 году занимает кредитное страхование — 56,9%. Структура премий АСЖ по каналам продаж распределилась следующим образом: через банки — 76%, агентства — 17%, офисные — 4,8%, брокеры — 1,6%.

Сегодня банки предпочитают страховать своих заемщиков. Например, если клиент потеряет работу или у него возникнут серьезные проблемы со здоровьем, кредит за него выплатит страховая компания. Но эксперты подчеркивают, что при этом заемщик приобретает страховой полис не осознанно, а в основном потому, что на этом настаивает банк.

Как рассказал генеральный директор «Русский стандарт Страхование» Антон Кушнер, уровень расторжения договоров по страхованию жизни в компании высок — около 50%.

Причину отказов от страховых полисов эксперт видит в недостаточной работе с клиентами, которые не ощущают необходимости в этом продукте.

«Мы работаем с массовым сегментом, большая половина продаж полисов приходится на банковский канал продаж. Но этот канал стагнирует, он не будет расти, а может будет даже сокращаться. Тем более регулятор не поощряет развитие потребкредитования, следовательно, это отразится и на нашей работе. Рынок будет затухать, надо переориентироваться: необходимо делать продукт более простым и понятным для клиента. И это должны быть продукты, не привязанные к кредитам», — считает Антон Кушнер.

В компании СК «Ренесссанс Жизнь» процент отказов клиентов от страховых полисов составляет 15%. По словам директора компании по продажам Юрия Смышляева, в крупных городах 80% дистрибьюции приходится на банки, 20% — на агентов. В средних городах банки и агенты осуществляют равное количество продаж, а в малых городах 80% продаж делают агенты.

Эксперты отмечают, что на сегодняшний день рынок страхования жизни испытывает большую нехватку страховых агентов. Но дела с развитием агентских сетей у компаний обстоят не самым лучшим образом по причине дороговизны содержания агентов. Они постоянно нуждаются в дорогом и постоянном обучении.

Как отметил Александр Зарецкий, один активный агент обходится компании в 8 тысяч евро.

Относительно новым видом страхования жизни стало инвестиционное (unit-linked insurance plan), с помощью которого можно приумножить капитал. Эти продукты рассчитаны на период 5-10 лет. Но его существенный недостаток — недоступность массовому сегменту, он рассчитан на обеспеченную категорию граждан, ведь порог входа составляет 100 тысяч рублей.

Вместе с тем набирают свои обороты в страховании жизни и мошеннические схемы. Наиболее подверженной категорией являются выплаты по инвалидности. Особенно такая практика распространена на территории Северного Кавказа.

«Это уже поставленный бизнес, и он, к сожалению, мигрирует», — отметил начальник управления андерррайтинга и перестрахования СК «Согаз-Жизнь» Александр Федонкин.

Эксперты отмечают, что для решения проблем этого рынка и его успешного развития нужна помощь со стороны государства и популяризация среди населения.

Анастасия Куликова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
18.06.2014 «Эксперт РА»: в 2013 году темпы прироста рынка банкострахования снизились до 15%

УрБК, Москва, 18.06.2014. Драйвером рынка банкострахования в 2013 году по-прежнему оставалось страхование заемщиков ...

12.11.2013 Надежда на авось: россияне не хотят страховать свою жизнь

В 2012 году более 6,2 млн россиян и 27 тысяч компаний приобрели полисы страхования жизни. По сравнению с масштабами ...

26.09.2013 «Эксперт РА»: В 2014 году из-за замедления роста потребкредитования темпы прироста взносов по страхованию жизни сократятся до 52-58%

УрБК, Москва, 26.09.2013. Объем премий российских страховщиков по страхованию жизни в 2013 году вырастет на 60% в ...

07.08.2013 В России продажи полисов страхования жизни выросли на 84% на фоне снижения выплат

УрБК, Москва, 07.08.2013. В России сборы крупнейших страховщиков жизни выросли в первом полугодии к аналогичному ...

31.10.2012 «Эксперт РА»: в 2012 году темпы прироста взносов по страхованию жизни составят 60–65%

УрБК, Москва, 31.10.2012. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило исследование «Страхование жизни в России: ...