19.09.2012

Деньги россиян уйдут в выхлопную трубу

На протяжении последних недель Росстат совместно с российскими автолюбителями фиксируют рост цен на топливо. Эксперты отмечают, что пока повышение цен не критично, хотя общий процент по итогам этого года может превысить показатели предыдущего. К известным причинам роста цен в этом году также добавились акцизы и предвыборная кампания.

Согласно данным Росстата, на 10 сентября средняя потребительская цена бензина в целом по стране составила 27,72 рубля, рост за неделю составил 6 копеек. Бензин марки А-76 и АИ-92 подорожал на 6 копеек, его стоимость составляет 25,45 рубля и 27,01 рубля соответственно. Цена дизельного топлива и бензина марки АИ-95 подскочила на 8 копеек и составляет 28,30 рубля и 29,38 рубля соответственно.

Росстат также отмечает, что цены на бензин в РФ продолжают расти четвертую неделю подряд, тогда как на протяжении предыдущих семи недель они оставались неизменными.

Напомним, еще на 0,5% цены на топливо выросли в августе, с января по июль 2012-го рост цен по Свердловской области составил 2%. Эксперты отмечают: по сравнению с прошлым годом это еще не много — сказалась президентская кампания и обещания по заморозке цен.

«В этом году к традиционным причинам роста цен на нефтепродукты (в первую очередь — ситуация на мировом рынке) добавилось еще две: новые акцизы и президентская предвыборная кампания. Очевидно, что нефтяники рано или поздно переложили бы затраты на уплату акциза на потребителей, но в первой половине года они не могли сделать это по политическим причинам: Владимир Путин тогда пообещал заморозить цены на бензин. В полной мере сдержать слова не удалось — рост только замедлился. Сравним: за первое полугодие 2012 года бензин АИ-92 подорожал на 1,8%, АИ-95 — на 2%. За первое полугодие 2011-го цена топлива увеличилась на 5,3 и 4,7% соответственно. Вероятно, сейчас мы наблюдаем запланированное подорожание нефтепродуктов, которое пришлось сдерживать в начале года», — заявил УрБК ведущий аналитик АЦ «Эксперт-Урал» Алексей Белоусов.

Напомним, этой зимой Министерство энергетики РФ заявило, что договорилось с нефтяными и энергетическими компаниями о замораживании цен на электроэнергию и топливо в январе — феврале 2012 года на уровне декабря 2011 года. Впрочем, даже несмотря на популистский шаг российских властей, бензин и дизельное топливо медленно, но верно росли в цене.

Кроме того, во второй половине августа повысились оптовые цены на нефтепродукты. Это также поспособствовало повышению розничных цен. В среднем на нефтеперерабатывающих заводах страны бензин подорожал на 300 рублей за тонну, или на 25 копеек за литр. В этой ситуации о повышении цен тут же заявили в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Рост стоимости топлива на заправках компании Вагита Алекперова составил 30–50 копеек за литр. С чем было связано повышение стоимости, в компании не уточнили.

Отметим, что и сейчас в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» от комментариев, связанных с ростом цен на топливо, воздерживаются.

Напомним, «ЛУКОЙЛ» и Свердловскую область связывают особые отношения: в ноябре 2010 г. между правительством региона и федеральной компанией было подписано соглашение о сотрудничестве. В соответствии с этим документом правительство Свердловской области взяло на себя ряд обязательств по оформлению земельных участков и по взаимодействию с муниципалитетами.

В июле 2012 г. с Вагитом Алекперовым встретился новый губернатор Евгений Куйвашев. В ходе встречи «ЛУКОЙЛ» добился возможности расширения собственной сети АЗС на территории Екатеринбурга.

Впрочем, это не единственный лакомый кусок, который «ЛУКОЙЛ» получает в Свердловской области. Однако давние симпатии областного руководства никак не отражаются на финансовой политике «ЛУКОЙЛа» в регионе. Так, в этом году компания оказалась единственной, кто поставлял дизельное топливо для уральских фермеров. При этом цены для наших аграриев оказались существенно выше, нежели для крестьян соседних областей.

В «Газпромнефти-Урал» УрБК заявили, что в текущей ситуации цены поднимает только «ЛУКОЙЛ», в то время как предприятие Владимира Милля еще пытается держать цены на прежнем уровне. Впрочем, получить официальный комментарий руководства компании на момент выхода материала не удалось.

Отметим, что на этой неделе купить бензин марки АИ-92 на заправках «Газпромнефть-Урал» можно было по цене 26.70 за литр, на АЗС сети «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» — уже по 27 рублей за литр.

Тем временем россияне придумали собственный способ борьбы с высокими ценами. В социальных сетях распространяется призыв бойкотировать АЗС «крупнейшего поставщика региона», а в качестве примера сразу приводится «ЛУКОЙЛ».

«Цены на топливо стремительно растут, еще немного, и мы увидим 30–40 руб. за литр, а может быть, и больше. Мы должны принимать меры! В течение двух месяцев не покупаем бензин и дизельное топливо на заправке крупнейшего поставщика региона, допустим, «Лукойл». Если топливо не будут покупать долгий период, продавец будет вынужден снижать цены. Когда они снизят цены — другие продавцы будут вынуждены сделать то же самое! В народе есть сила, под которой сломается любая большая корпорация и даже система! Пусть сетевой маркетинг наконец-то заработает на пользу всем», — говорится в обращении к пользователям социальной сети «Вконтакте».

Скептики, впрочем, не исключают, что подобные призывы исходят от конкурентов. Эксперты рынка уверены, что текущий рост цен на топливо не связан с интересами каких-то определенных игроков рынка. В топливном союзе уверены, что бензин будет регулярно расти в цене по ряду объективных причин.

«Причин для снижения цен сегодня нет ни стратегических, ни экономических. Есть инфляция, к тому же вплоть до 2015 года запланирован рост акцизов. Поэтому нас ждет ежегодный рост цен», — заявил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Эксперты сходятся на том, что рост цен в текущем году может превысить показатели прошлого года, однако незначительно.

«В среднем за прошлый и позапрошлый годы цена бензина АИ-92 увеличивалась на 10,1%, АИ-95 — на 9,65%, дизельного топлива — на 22,9%. На наш взгляд, по итогам 2012 года удорожание может быть больше на 1–3%. Возможен и противоположный вариант, хотя он менее вероятен — темпы останутся прежними или даже будут меньше на несколько процентных пунктов (если нефтяники решат не накалять обстановку), но тогда существенный рост ждет автомобилистов в начале следующего года», — отмечает Алексей Белоусов.

Напомним, с 1 января 2012 года акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо в России выросли на 29–32,6%. В топливном союзе также видят взаимосвязь между ростом цен на топливо и началом делового сезона: россияне возвращаются из отпусков, увеличивается спрос на топливо, соответственно, растет его стоимость. Согласно прогнозу топливного союза, литр бензина на АЗС России осенью может вырасти в цене в среднем на 2–2,5 руб.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
18.09.2012 Деньги — в выхлопную трубу

Стоимость топлива в России неуклонно растет ...

17.09.2012 Цены на бензин в Екатеринбурге продолжают расти

В Екатеринбурге по состоянию на 10 сентября потребительская цена автомобильного бензина составляет 27,63 руб. за литр. ...

24.08.2012 ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» увеличило цены на бензин в Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 24.08.2012. ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» увеличило розничные цены на бензин на АЗС в Свердловской ...

22.08.2012 Топливный союз: осенью цены на бензин могут вырасти на 2,5 рубля за литр

УрБК, Москва, 22.08.2012. Литр бензина на АЗС России к осени может вырасти в цене в среднем на 2–2,5 руб. Одна из ...

17.02.2011 В Свердловской области начали снижаться цены на топливо

В Свердловской области с опозданием, но начали снижаться цены на бензин и дизельное топливо. Напомним, 9 февраля 2011 ...