Логотип Екатеринбурга: надежды города не оправдаются
Администрация Екатеринбурга не оставляет попыток продвинуть город в федеральном и мировом информационном пространстве, в том числе и с помощью инструментов брендинга, нейминга и других инструментов маркетинга и PR. Очередной вехой на этом пути стал конкурс на создание логотипа Екатеринбурга.
Напомним, администрация города Екатеринбурга проводит интернет-голосование среди жителей на предмет выбора лучшей эмблемы Екатеринбурга. Всего представлено шесть вариантов логотипа. Голосование проходит с 9 по 16 июля 2012 года на информационном портале Екатеринбурга. Впрочем, эксперты в области брендирования территорий отмечают, что создание и продвижение логотипа — шаг хотя и нужный, но поспешный. Ведь традиционно создание логотипа не первый, а последний шаг в продвижении, который не предшествует, а завершает стройную концепцию позиционирования города. В Екатеринбурге же такой концепции пока нет и в ближайшее время не предвидится.
Критике со стороны профессионалов подвергся и сам подход к определению лучшей работы. Эксперты в области PR подчеркивают, что работать над созданием логотипа, конечно же, должны были профессионалы — как и выбирать саму эмблему.
«Логотипы видел, но я не до конца понимаю их историю: как они создавались, кто их создавал. Все же надо было проводить открытый тендер, где приняли бы участие профессионалы. Делать логотип должны были те, кто понимает специфику. Ведь есть же специалисты, которые занимаются брендами городов, стран. Некоторые из представленных логотипов, конечно, красивые, но не несут в себе никакой истории, а для логотипа города это самое главное», — отметил директор коммуникационного агентства Red Pepper Даниил Голованов.
Как пояснили в администрации, этот логотип нужен Екатеринбургу не столько для повышения узнаваемости, а скорее это некая заявка на известность в связи с грядущими международными событиями, на которые так активно претендует город.
«Авторы представленных работ — екатеринбургские и московские дизайнеры. Это именно та активная часть маркетингового и дизайнерского сообщества, которая в течение года присылала нам свои варианты», — заявили в мэрии.
Среди заявленных требований было только одно — профессионализм. Имена участников не раскрываются, известно только, что среди них были преподаватели УралГАХА, рекламные агентства.
«Прежде чем делать логотип, должна быть общая стратегия. Нужно знать, как мы позиционируем Екатеринбург: может быть, это столица Урала, а может быть, это граница Европа-Азия. Исходя из этого и надо создавать стратегию», — подчеркнул Д. Голованов.
По его словам, сам процесс выбора логотипа можно было бы разделить на два этапа: сначала первый — для профессионалов, а потом второй — для жителей города.
По мнению директора РА «Восход» Ирины Крафт, эмблему города, конечно, должны выбирать профессионалы, а не жители города. Ведь логотип Екатеринбурга должен быть современным, необходимо учесть все тренды, и он будет использоваться долгие годы. А жители города могут сказать только «нравится — не нравится».
«Кроме того, логотип — это отражение философии. Должна быть идея, как должен быть представлен город. Поэтому начинать, конечно, надо было с общей концепции, а не с создания логотипа. Но вообще логотип города имеет место быть, главное, чтобы не было стыдно за него», — добавила И. Крафт.
«Все варианты далеки от нужного, у Екатеринбурга мог бы быть более внятный торговый знак. Даже с графической точки зрения представлены не самые лучшие логотипы. Все это напоминает конкурс самодеятельных талантов. Хорошая работа, конечно, всегда стоит денег, и нужно было обратиться к профессиональной команде», — уверен генеральный директор коммуникационного агентства «Пресс-атташе» Евгений Красиков.
По мнению Евгения Красикова, голосование на сайте нерепрезентативно. Ведь не так-то и много у нас горожан, которые посещают этот сайт. Кроме того, результаты на сайте могут корректироваться — хотя бы не самой администрацией, а, например, пользователями.
Как отмечает генеральный директор, старший консультант Brandflight Moscow Сергей Митрофанов, концепция бренда дала бы более четкую задачу для создания визуального образа Екатеринбурга. Пока, скорей всего, визуальный образ выбирается по принципу «нравится — не нравится».
«С одной стороны, активность Екатеринбурга на коммуникационном рынке повышается, и хотелось бы иметь некую идентификацию, связанную с городом, и привязать коммуникацию к единому визуальному образу — для этой цели и служит логотип. На данный момент это выглядит как попытка занять букву Е, хотя эта буква уже занята. Я б назвал это копированием города Пермь. Ну что делать — любим мы копировать успешные визуальные проекты», — отметил Сергей Митрофанов.
Также, по его словам, следующим шагом к тому, чтобы вести коммуникацию, должна стать разработка концепции бренда, потому что пока у бренда Екатеринбурга осмысленной концепции нет. И на данный момент о городе можно сказать, что это лишь большой город на Урале.
Кроме того, один из вариантов эмблемы — Your burg — очень напоминает Jo!Burg — сокращение африканского города Йоханнесбург, который использует это короткое название еще с 2001 года.
По мнению креативного директора агентства «Стрит-Арт» Евгения Фатеева, единый логотип все равно вызовет разногласия и приведет к тому, что жители города все равно предложат свой, альтернативный вариант.
«Екатеринбург — большой город, даже великий. Это город, который всегда больше, чем мы о нем думаем. В такого рода городах эмитентов айдентики может быть много. Власти — далеко не единственный возможный создатель айдентики. Но если власть хочет стать инициатором этого процесса, то почему бы и нет? Через эти варианты, выставленные на голосование, видно, как можно через логотип рассказать про город. Но мне кажется, что выпущенная властью айдентика всегда будет конкурировать с какой-то другой. На мой взгляд, те варианты, которые выложены сейчас, — это заявка, провокация, направленная на то, чтобы город начал задумываться, какую создать систему идентификации. Поскольку наш город с развитым гражданским обществом, будут недовольства, что очень хорошо. Будет как в Омске: власть назначила айдентику, потом появилась альтернативная айдентика, появилась такая конкуренция в символическом поле. Поэтому пусть будет инициатива власти, но в символическом поле что-то назначить нельзя», — сказал специалист.
Впрочем, не приходится надеяться на то, что мнение профессионалов будет воспринято городской администрацией всерьез. Скорее всего, уже 16 июля у города появится официальный логотип, который и будет использован в продвижении уральской столицы.
ИАА «УралБизнесКонсалтинг» будет следить за развитием ситуации с брендированием Екатеринбурга.