В среду в официальном издании региональных властей — «Областной газете» опубликовано «Соглашение о взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками, расположенными на территории муниципального образования «город Екатеринбург», право государственной собственности на которые не разграничено». Согласно документу, подписанному от органов местного самоуправления Екатеринбурга и областного кабинета министров, право управлять и распоряжаться так называемыми неразграниченными землями (а таковых в Екатеринбурге порядка 40% всех земель на территории города) остаётся за муниципалитетом.Этого решения, без сомнения, с нетерпением ждали застройщики города: ведь в категории неразграниченных земель — участки, которые через аукционы идут под застройку и комплексное развитие Екатеринбурга. Напомню, что срок ранее действовавшего аналогичного соглашения, заключённого ещё в 2007 году, истекал 17 мая с.г., но несколько месяцев город находился в ожидании — будет ли оно продлено (как рекомендовали после длительных консультаций, шедших по настоянию городских властей, депутаты областного Заксобрания), либо регион возьмёт все полномочия по таким землям себе. Назревала конфликтная ситуация. И даже не в формате «город—область», как звучало иной раз в комментариях тех, кто желал бы в очередной раз увидеть «разборки» властных уровней — конфликт из управленческого вырастал в сугубо экономический, который неизбежно привёл бы и к социальным потерям. Ибо что может означать свёртывание строительства в Екатеринбурге — а многие строительные компании из-за неясности вопроса с землёй и вероятного усложнения процедуры её получения под застройку намеревались покинуть уральскую столицу, — как не свёртывание программ решения жилищного вопроса? Причём не только в городе — в целом в области (известно, что до 60% возводимого в регионе жилья строится именно в Екатеринбурге); под угрозой оказывалось и выполнение федеральных целевых программ по жилью, которыми Екатеринбургу, лидеру российского жилищного строительства, и Среднему Уралу в целом отведено особое место.
Примечательно, что первым решением на посту руководителя региона временно исполняющего обязанности губернатора Евгения Куйвашева стало именно улаживание конфликтной ситуации со столь статусной землёй в Екатеринбурге; соответственно, снятие искусственно возникшей напряжённости на строительном рынке — и обозначение положительных перспектив в жилищном вопросе. Очевидно, что для детального изучения проблемы Евгений Куйвашев воспользовался мнением самого широкого круга экспертов и представителей всех заинтересованных сторон, исходя при этом исключительно из соображений целесообразности. Об этом же свидетельствует то, что первой знаковой встречей его стала беседа с первым главой Екатеринбурга, ныне сенатором Совета Федерации Аркадием Чернецким — политиком, обладающим, несомненно, наибольшей информацией о роли и значении земли в городе, ибо именно он инициировал создание стратегии развития современного Екатеринбурга. В комментариях после встречи звучало, что ныне существующий порядок управления неразграниченными землями в Екатеринбурге оптимален и устраивает и город, и область. Действительно, если бы его порушили, существенно замедлилась бы процедура выдачи разрешений на строительство (застройщикам пришлось бы бегать по кабинетам и мэрии, и областного правительства), а результат этого — падение инвестиционной привлекательности строительного комплекса региона, что противоречит озвученным Президентом страны планам вывести Россию по деловому климату на передовые позиции в мире.
Средний Урал в конкретном Екатеринбурге сделал шаг в этом направлении. Как прописано в Соглашении, все заявления граждан, юридических лиц, органов государственной власти РФ и области и органов местного самоуправления по вопросам формирования земельных участков и оформления прав на них — в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование etc — рассматриваются уполномоченными органами местного самоуправления. Все проекты решений по результатам рассмотрения таких заявлений подготавливает муниципалитет, эти проекты рассматриваются городской комиссией по выбору земельных участков для строительства, в которую в обязательном порядке включается представитель областного уполномоченного ведомства. Тот, к слову, обладает правом «вето» — если правовым актом после его принятия могут быть нарушены требования земельного законодательства; но это и понятно: муниципалитет в данном случае исполняет государственные функции. Однако «вето» может быть преодолено согласительной комиссией, создаваемой на паритетных началах из представителей области и мэрии, к решению спорного вопроса может быть подключён и арбитраж.
Область и город в вопросах земли и строительства выступают партнёрами, заинтересованными в успехе дела, — вот смысл Соглашения. Остаётся добавить, что заключено оно на год — с момента подписания 17 мая с. г. по 17 мая 2013 года. Хотя думается, принцип, заложенный в документе, и оправдавший себя эффективностью опыт конструктивных взаимоотношений города и области будет в том или ином виде обязательно пролонгирован и после.
Прочитать материал полностью:
http://vecherny-ekburg.ru/powerandwe/thefirstperson/5449/