То, что земельный вопрос в России так до конца и не прояснён, а земельные отношения далеки от совершенства, — факт: чуть не ежедневно верховная власть принимает новые поправки в законодательство либо вводит свежие нормативы. Тема продолжается оставаться к восприятию болезненной, проблемы владения и распоряжения землёй — одни из основных регуляторов экономики, в отдельных сферах, таких, как строительство, — доминирующие.Здесь, как нигде более. требуются тщание и мудрость в разрешении проблем и, как нигде более, именно здесь актуален принцип «не навреди».
Из этого постулата исходили областные и городские власти, когда 5 лет назад в соответствии с Земельным кодексом разграничили полномочия по владению землёй на территории Екатеринбурга — а это федеральная, региональная, муниципальная земля (всё — исходя из оформленной собственности на участки либо строения на них) — и договорились об управлении так называемыми неразграниченными землями. То есть теми, статус которых на момент введения закона оказался не установлен. Таковых земель в столице Урала оказалось более трети — 38%, по данным мэрии. Законодатель, в общем-то, устанавливал приоритет на них за муниципалитетами. Но, чтобы не нарушать, так сказать, земельное спокойствие, власти Свердловской области и Екатеринбурга решили сохранить статус-кво и приняли специальное соглашение сроком на пять лет, по которому к муниципалитету переходили не сами земли, а лишь право распоряжения. Если говорить предметно, речь идёт о праве определять на основе аукционов наиболее подобающих застройщиков среди тех, кто как-то планирует задействовать соответствующий участок земли.
По максимуму передать полномочия по распоряжению землёй на уровень местного самоуправления — более чем логичное решение. Что это за власть, если она не может распоряжаться землями? Чем она вообще тогда распоряжается, если у нас всё стоит на земле? Ведь общие вопросы — принятие правил землепользования, Генерального плана застройки — законодательством переданы именно муниципальным властям. Им же должно принадлежать право полномочия контролировать и направлять исполнение этих документов, иначе они останутся ничего не значащими бумажками. Ну, записали в мэрии, что в таком-то месте должен быть сквер, — а толку-то, если никак не подконтрольный мэрии областной орган возьмёт и выделит соответствующий участок под торговый центр…
Срок соглашения истекает в мае этого года, и естественно, к вопросу приходится возвращаться — хотя бы по формальным основаниям. Логика развития событий подсказывала, что переговорщики от заинтересованных сторон (в 2007 году была создана специальная комиссия из городских и областных чиновников) соберутся вновь, чтобы принять взвешенное решение — на основе образовавшегося опыта. Однако вышло почему-то по-другому: министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) подготовило проект областного закона, согласно которому прежние договорённости между правительством области и властями Екатеринбурга, по сути, аннулируются и права на проведение земельных торгов (аукционов) от органов местного самоуправления Екатеринбурга переходят к органам государственной власти Свердловской области. Классическая бюрократическая логика: брать себе полномочия и власти по максимуму!
Первыми тревогу забили в фирмах-застройщиках. Им, в принципе, особо без разницы, где будут проходить аукционы. Вот только там моментально спрогнозировали, что передача полномочий приведёт к параличу в проведении аукционов. Подготовка всей сопутствующей документации — дело тонкое, сложное, пока-то необходимые структуры будут созданы в МУГИСО… Это ведь не только людей по комнатам рассадить и столами обеспечить — нужно принять огромный объём нормативной документации. Застройщики написали в открытом письме губернатору области и спикеру Законодательного собрания, что Екатеринбург уже в который раз достигает исторических рекордов по вводу жилья и лидирует в жилищной стройке по России именно благодаря динамичному и здоровому функционированию всей градостроительной системы — от выбора и подготовки участка к аукциону до ввода объекта в эксплуатацию. После заключения упомянутого соглашения объём предложения участков под застройку возрос в 12 раз — с 2,3 до 29 га в год; площадь фактически реализованных участков — в 25 (!) раз: с 1,1 до 28,2 га. Более того, почти в 6 раз снижена начальная цена торгов — а это, как легко догадаться, снижает цены на недвижимость, квартиры и офисы.
Областные депутаты на заседаниях профильных комитетов также рекомендовали не включать в готовящийся областной закон об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области положений, которые бы изменяли сложившийся порядок взаимодействия властных уровней в процессе распоряжения неразграниченными земельными участками, расположенными на территории областного центра.
В итоге Облдума проявила разумный консерватизм, внеся в законопроект МУГИСО поправку, позволяющую сохранить прежний порядок. Теперь вопрос за правительством области и губернатором — проявят ли они такое же здравомыслие.
Прочитать материал полностью:
http://vecherny-ekburg.ru/ourcity/strategy/4333/