«Эксперт РА»: доля транзакций физических лиц, совершённых через Интернет, выросла в три раза
УрБК, Москва, 17.04.2012. За 2010–2011 гг. доля транзакций физических лиц, совершённых через Интернет, выросла в три раза (с 8 до 25%). Для банков это означает снижение издержек по обслуживанию, так как все больше клиентов совершают транзакции, не прибегая к помощи операционистов. Но для того, чтобы зарабатывать на удаленном обслуживании, нужно упростить интерфейсы систем и повысить их безопасность, говорится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» «Интернет-банкинг в России: от снижения издержек к доходам».
За 2009–2011 гг. доля счетов ФЛ с удаленным управлением выросла с 12 до 25%. В то же время по итогам 2011 года только 8% банковских платежей физических лиц было совершено через Интернет, при этом за последние четыре года данный показатель практически не изменился. Медленно растет и доля активных пользователей систем интернет-банкинга: по оценкам «Эксперт РА», она выросла за 2011 год на 1–2 п.п., до 6–7%.
Основными причинами слабого роста объемов операций, по мнению «Эксперт РА», является сложность интерфейсов систем и недостаточное доверие пользователей к их безопасности. Интерфейсы большинства систем ориентированы на пользователей, хорошо разбирающихся как в банковской, так и технической терминологии. Для того чтобы добиться роста комиссионных доходов, банкам придется продолжать вложения как в развитие систем интернет-банкинга, так и в продвижение этой услуги.
«Банки с развитым функционалом систем интернет-банкинга смогли показать более высокие темпы роста на розничном рынке. Средний темп прироста средств ФЛ по ТОП-20 банкам по рейтингу функциональности систем ИБ составил 41%. Банки, вкладывающие больше инвестиций и усилий в развитие систем ДБО ФЛ, получают лояльную клиентскую базу. Она более устойчива в условиях недостатка ликвидности, а в стабильные периоды растет быстрее», — комментирует руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков.
Все больше банков пользуются клубными системами интернет-банкинга. Число банков — участников системы Handybank выросло за год с 36 до 85, система Faktura.ru подключила за 2011 год 14 новых банков и довела число своих клиентов до 123. Основными клиентами клубных систем являются небольшие банки, которые имеют возможность относительно недорого получить доступ к развитому функционалу. Как показывает рейтинг функциональности систем интернет-банкинга, подготовленный «Эксперт РА», небольшие банки, пытающиеся самостоятельно развивать системы ДБО для ФЛ, отстают по уровню функциональности как от крупных кредитных организаций, так и от клубных систем.
Лидирующие позиции в итоговом рейтинге функциональности «Эксперт РА» занимают мультибанковские системы HandyBank и Faktura.ru, а также ОАО «СКБ-банк».