Автодилеры подвели окончательные итоги 2011 года. Рынок легкового автотранспорта существенно оживился, даже наблюдался дефицит некоторых моделей, что сказалось на сроках ожидания. Новый, 2012 год не начался с бурного роста продаж. По данным ежемесячного обзора комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, только в январе в нашей стране было реализовано более 154 тысяч новых авто, что на 20,4% больше, чем в январе 2011 года. Впрочем, таких темпов, скорее всего, больше не будет. По крайней мере, в Екатеринбурге специалисты уже говорят о насыщении рынка.
Однако, несмотря на повышенный спрос и дефицит на некоторые модели, спекуляций не было — рост цен не был серьезным. По словам уральских экспертов, ежегодно цены повышаются от 2 до 4% в зависимости от марки автомобиля.
«Цена на автомобили всех производителей меняется стабильно в сторону повышения из года в год — от 2 до 4% в зависимости от марки авто. Привязок к курсу валют нет. К тому же практически все производители машин имеют собственного импортера на территории России», — сообщил УрБК коммерческий директор группы компаний «Автоплюс» Сергей Морковин.
«Цены на автомобили растут регулярно, примерно раз в квартал. Это связано с увеличением стоимости запчастей и комплектующих, что в конечном счете сказывается на затратах производителя», — отмечает директор автоцентра «Оками Восток» Булат Магадеев.
В 2011 году был отмечен повышенный спрос на автомобили, в частности на новые модели популярных марок. По словам экспертов, наибольшую динамику показала появившаяся в 2011 году новинка Hyundai Solaris, высокие продажи были также и у Hyundai ix35, Mitsubishi Outlander XL и Mitsubishi ASX. Традиционно популярны бюджетные автомобили — KIA Rio, Ford Focus, отмечают екатеринбургские автодилеры.
«Причина повышенного спроса на бюджетные автомобили — относительно низкая стоимость, до 700 тыс. рублей. Как правило, для потребителя это первый или второй автомобиль в семье, и есть возможность часть средств оплатить за счет кредита. Кроме того, в современных машинах представлены новейшие технологии и высокие потребительские качества, которые раньше были доступны только в автомобилях бизнес-класса», — отмечает директор филиала в Уральском регионе группы компаний «Независимость» Константин Кудрявцев.
«По большому счету, востребованы все модели из-за неудовлетворенного спроса прошлых лет. Сегодня спрос превышает предложение, потому что рынок начал восстанавливаться. Те, кто отложил покупку в 2010-м, пришли в 2011-м, также пришли люди, которые планировали покупку в 2011 году. Что касается объема продаж дорогих автомобилей — например, за 5–6 млн. рублей, то они идут по плану», — отметил С. Морковин.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в целом по России тройка лидеров выглядит так: Renault (продано чуть более 10 тыс. единиц, продажи возросли в январе 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,7%), KIA (плюс 38% к январю прошлого года, продано 11 тыс. автомобилей), Lada продала в январе 2012 года чуть более 29 тыс. автомобилей (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи упали на 21,4%). Следующие по популярности — Nissan, Hyundai, Chevrolet. Более чем в два раза увеличил продажи Volkswagen. Замыкают десятку лидеров по маркам Toyota, Ford и Daewoo. Самый большой прирост показала китайская марка Geely, реализовавшая на российском рынке 590 автомобилей, что на 365% больше, чем в январе 2011 года.
Топ-10 наиболее продаваемых моделей по итогам января выглядит так: Lada — 8532 автомобиля (+1%), Lada Priora — 7570 штук (-2%), Hyundai Solaris — 7172 машины (+55%), KIA New Rio — 5117 авто (+106%), Ford Focus — 5033 автомобиля (+97%), Renault Logan — 5007 штук (+2%), Renault Sandero — 4039 машин (+105%), Lada 4×4 — 4026 авто (+16%), Volkswagen Polo — 3850 штук (+51%) и Chevrolet Niva — 3704 штуки (+49%).
По данным агентства «Auto-Dealer-Екатеринбург», в январе — феврале в Екатеринбурге продано 12 254 новых легковых автомобиля, что на 33%, или на 3054 машины, больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Лидером на рынке столицы Урала с большим отрывом от конкурентов остается Lada. При этом доля российского бренда на рынке города снижается: если по итогам 2011 года она составляла 17%, то после первых двух месяцев нынешнего года — 14,6%. В первой пятерке произошли значительные изменения. На 1-м месте среди иномарок (и на 2-м в общем зачете), потеснив Chevrolet, находится Toyota, продолжая к тому же увеличивать отрыв от своего конкурента, а Daewoo покинула не только первую пятерку, но и десятку.
Повышенный спрос повлек за собой увеличение сроков ожидания автомобилей. В Екатеринбурге рекордное ожидание (до 8 месяцев) клиенты автоцентров наблюдали, например, по автомобилю Audi Q5. Обычно сроки ожидания колеблются от трех месяцев до полугода.
В 2012 году уральские специалисты не прогнозируют серьезного роста цен или ажиотажного спроса. Не стоит, впрочем, ожидать и дефицита.
«Ажиотажный спрос 2011 года вряд ли сохранится. Если в прошлом году время ожидания на популярные модели, например KIA Rio, занимало до трех месяцев, то в 2012 году это время сократится. Это связано как с увеличением производства, так и с насыщением рынка. Дефицит автомобилей если и сохранится, то будет незначительным», — считает К. Кудрявцев.
«2012 год не будет отличаться от прошлых лет. В дальнейшем надо следить за снижением пошлин, которые поползут вниз в связи с вступлением России в ВТО. Однако понижение цены будет незначительным и будет продолжаться в последующие годы. При этом то, чего мы добьемся снижением пошлин, может выровнять инфляция», — полагает С. Морковин.
Срывы сроков поставки автомобилей обычно не носят массового характера и бывают крайне редко, говорят эксперты. Но в ушедшем году логистика системно не была готова к повышенному спросу — сказалась нехватка вагонов и автовозов. К тому же затруднения возникли с японскими запчастями и комплектующими из-за сильнейшего землетрясения, произошедшего в Японии 11 марта 2011 года.
Оксана Морозова