Без просвета: проблемы СвЖД добивают автодороги
Состояние свердловских автомобильных дорог оставляет желать лучшего, и просвета в проблеме не предвидится. Денег на строительство и ремонт автотрасс не хватает, а закон, ограничивающий передвижение большегрузного транспорта, на практике не работает. В результате дороги приходят в негодность. ГИБДД просит деньги в дефицитном областном бюджете, а областные депутаты, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, предлагают скорректировать федеральное законодательство.
Как рассказал в ходе заседания комитета Законодательного собрания Свердловской области по развитию инфраструктуры и жилищной политике замминистра транспорта области Александр Сидоренко, на сегодняшний день только 15% автодорог области соответствуют нормативам, при этом порядка 86% дорог местного значения относятся к дорогам 5-й, самой последней по качеству категории. Более 300 сельских населенных пунктов вообще не имеют нормальной связи с внешним миром.
Главной причиной неудовлетворительного качества дорог представитель министерства по традиции называет недостаточное финансирование, хотя некоторая динамика все-таки есть. Так, на этот год запланировано на строительство и ремонты дорог порядка 9,8 млрд. рублей, на 2013 год — 11,5 млрд. рублей, на 2014 год — 12,3 млрд. рублей.
Еще 5 лет назад специалисты просчитали, что в восстановление дорожной сети области нужно на протяжении нескольких лет вкладывать по 25 млрд. рублей ежегодно. А затем, чтобы поддерживать удовлетворительное состояние дорог, — еще по 17 млрд. рублей ежегодно. На этом фоне объем средств, выделенных на дороги, кажется смешным.
Однако в областном минфине напоминают: бюджет области безнадежно дефицитен, поэтому рассчитывать на увеличение финансирования не стоит.
Между тем депутаты отметили и новый фактор, негативно влияющий на свердловские дороги. С ростом числа проблем с перевозкой грузов железнодорожным транспортом значительная часть предприятий перешла на автомобильные перевозки. Как констатировали сегодня участники заседания, трассы оказались не готовы к такому исходу дел.
Решение областных властей, ограничивающее движение большегрузного транспорта, не смогло повлиять на ситуацию. Так, по словам заместителя начальника ГИБДД по Свердловской области Сергея Зонова, с начала года нарушители были оштрафованы всего на 60 тыс. рублей. Отслеживать и карать в больших объемах мешает отсутствие весов, которые должны стать доказательной базой для судов.
«Убытки же от этих нарушителей уже исчисляются десятками миллионов рублей, а то и больше», — посетовал председатель комитета Олег Исаков.
Секретарь Союза автотранспортных предприятий Свердловской области Лилия Саранчук уверена: штрафовать надо не грузоперевозчиков, а грузоотправителей. Они изначально в цену перевозки уже закладывают сумму штрафа. Это они осознанно толкают перевозчиков на нарушение закона, при этом являясь не небольшими компаниями, а крупными предприятиями.
Депутаты согласились, что с несправедливостью нужно бороться. В ближайшее время будут подготовлены рекомендации в Государственную думу.
Строители автодорог, в свою очередь, также жалуются на проблемы.
Как рассказал депутатам заместитель генерального директора ОАО «Трест «Уралтрансспецстрой» Михаил Малиновских, если в 2011 году предприятие выполнило работ на 3 млрд. рублей, то сейчас объемы упали в 10 раз: в этом году заключен лишь контракт на 300 млн. рублей.
«Пока ни один объект не отторгован. Из-за того что поздно принят областной бюджет, все еще непонятно, кто и где работает. Необходимо, чтобы уже в январе-феврале было понятно, на каких объектах и в каких объемах работают компании. Дело в том, что этот период — самое время покупать материал, так как уже в апреле начинается рост цен, что влияет на стоимость работ. А в итоге получается, что контракты мы заключим только в мае, когда по уму уже нужно вовсю вести работы», — отметил Михаил Малиновских.
«Сейчас мы находимся в ситуации худшей, чем в кризис. Абсолютно непонятно, когда с нами расплатятся за выполненные работы и что нам ждать дальше. Итог — банкротства компаний, занимающихся дорожным строительством», — добавил Михаил Малиновских.
Депутаты комитета в результате обсуждений приняли решение рекомендовать Думе ввести налоговые преференции для предприятий, занимающихся строительством дорог, а также ускорить выделение средств из бюджета на эти нужды и на нужды ГИБДД для закупки контрольных весов для отслеживания нарушителей. Где брать деньги в бюджете с отрицательным балансом — пока непонятно.