ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» переживает не лучшие времена. Эксперты и бывшие сотрудники предприятия единодушны в своем мнении: оно стремительно деградирует. Если процессы распада не будут остановлены, то уже в ближайшее время ГУП не сможет выполнять свою главную функцию — обеспечивать безопасность и бесперебойность движения автотранспорта в Свердловской области.
Сегодня ГУПу принадлежит 23 автовокзала во всех крупных городах области, в том числе и Южный автовокзал Екатеринбурга. Предприятие занимается обслуживанием автотранспортных предприятий, осуществляющих междугородные перевозки, а также обеспечивает все необходимые сервисы для пассажиров — от продажи билетов до организации зоны торговли и питания.
До последнего времени государственное учреждение считалось одним из лучших в отрасли по всей России. Однако в последний год число претензий к ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» растет как снежный ком. Эксперты отрасли говорят о снижении уровня подготовки кадров, изменении в основных принципах работы автовокзалов. Если главной задачей государственного предприятия было обеспечение бесперебойности движения транспорта и безопасности пассажиров, то теперь ГУП сменил приоритеты. На первое место вышло получение прибыли любой ценой и, соответственно, стремительное сокращение издержек. Так как основной статьей расходов у него традиционно является заработная плата сотрудников, то именно кадры начали страдать в первую очередь.
В автотранспортном предприятии прошли увольнения сотрудников. Под разного рода сокращения попали ведущие специалисты. Так, за несколько месяцев предприятие осталось без главного бухгалтера, главного инженера, главного электрика, начальника хозяйственной части, многих других сотрудников, обеспечивающих нормальную работу вокзалов по всей области. При этом уже в течение длительного времени многие из этих должностей остаются вакантными. Так, предприятие работает без главного инженера уже больше полугода. На других же должностях идет настоящая чехарда кадров: так, в ГУПе сменилось уже три главных бухгалтера.
Наблюдатели связывают изменения в работе ГУПа со сменой руководства. В 2010 году на должность директора автотранспортного предприятия был назначен отставной генерал-лейтенант Николай Ершов. Именно его появление в кресле руководителя стало толчком к массовым увольнениям. Многие сотрудники лишились работы по личной инициативе Ершова.
«С появлением на ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» Николая Ершова стиль управления предприятием заметно поменялся. Мы столкнулись с его военными замашками. При оценке проделанных объемов работы руководство всегда упирало на незначительные мелочи, не обращая внимания на главное. Для выполнения работ ставились нереальные сроки. Труд людей не ценился. В результате стало очень сложно работать, решать реально существующие проблемы. Я уволился оттуда, как и многие, потому что мне это все начинало напоминать авгиевы конюшни: ты трудишься, а отдачи никакой нет», — сообщает бывший главный энергетик Евгений Смирнов.
«На мой субъективный взгляд, Николай Ершов попросту не умеет руководить, постоянно повышая голос на подчиненных. Когда я пришла, чтобы подать заявление на отпуск, меня довели до того, что я оказалась в больнице. Эта ситуация произошла в конце 2010 года. На мой взгляд, грамотный руководитель не будет принуждать к увольнению главного бухгалтера тогда, когда нужно готовить годовой отчет», — отмечает бывший главный бухгалтер предприятия Елена Курбанова.
«Новый руководитель предприятия Ершов совершенно неадекватен как управленец. Если бы он завел там хотя бы армейские порядки, это было бы хотя бы логично — там есть какая-то основа, логика. А то, как действует господин Ершов, часто не несет в себе никакого смысла. Он очень часто мог публично отчитать человека на повышенных тонах, зачастую — с использованием ненормативной лексики. Это просто оскорбительно. Большое количество людей, таких как главный инженер, главный бухгалтер, просто ушли с предприятия. Каких-либо неугодных людей убирали при малейшем сомнении. Сейчас персонал набирают бывшие отставные военные, преимущественно из своей среды. Главным параметром отбора является личная симпатия руководителя или протекция его друзей», — рассказывает бывший главный инженер ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» Игорь Каратаев.
Следует отметить, что генерал Ершов никогда ранее не работал в коммерческой сфере и не занимался организацией гражданских пассажирских перевозок. Его карьера была связана исключительно с военной стезей. Генерал долгое время служил в Екатеринбурге. Пиком его карьеры на Урале стала должность заместителя командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа. В 2007 году он ушел на повышение в Москву. Последним местом работы генерала была должность начальника главного автобронетанкового управления Вооруженных сил РФ. Ее он покинул по выслуге лет в 2009 году. И тут он сделал головокружительную карьеру на «гражданке» — получил в управление крупное государственное предприятие.
Как военный без специального образования, без навыков организации гражданских перевозок оказался на столь ответственном посту, можно только догадываться. Ряд наблюдателей высказывал мнение, что главной причиной нового назначения генерала стала его близость к другому высокопоставленному военному, начальнику штаба Центрального военного округа генерал-лейтенанту Сергею Суровикину. В последнее время ему приписываются серьезные лоббистские возможности в структурах областной власти. Напомним, что жена генерала Суровикина имеет совместный бизнес с дочерью губернатора Свердловской области Александра Мишарина.
Сейчас Николай Ершов вводит на предприятии привычные военные методы управления. Среди новых сотрудников ГУПа «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» все больше отставных военных — людей без опыта работы на гражданских должностях, без необходимых знаний и умений. Опытные кадры сами или под давлением покидают ГУП. В результате без должного ухода ветшает материально-техническая база, срываются плановые работы. Все это может привести к росту числа аварий и разного рода ЧП.
Наблюдатели единодушны в своих выводах: если ситуация на Свердловском областном автотранспортном предприятии не изменится, то уже в ближайшее время область может лишиться одного из наиболее востребованных ГУПов. Впрочем, нельзя исключать, что именно банкротство и последующая продажа ГУПа и есть истинная цель работы Николая Ершова в новой должности.
ИАА «УралБизнесКонсалтинг» будет следить за развитием событий.