«Коммерсантъ» и Мария Плюснина: Нелетные цены
С 1 июня цена керосина в екатеринбургском аэропорту Кольцово увеличится на 4%, до 26,15 тыс. рублей за тонну — «в связи с ростом цен у поставщиков топлива». Аналогичная тенденция наблюдается и в других аэропортах УрФО. Авиакомпании уже не исключают увеличения тарифов, а эксперты говорят о возможной отмене чартерных рейсов, если цена на авиационный керосин будет расти и дальше.
Как рассказала «Ъ» директор по стратегическим коммуникациям аэропорта Кольцово Юлия Федотова, ЗАО «Топливозаправочная компания «Кольцово» с 1 июня повысит цены на авиационный керосин на 4% (до 26,15 тыс. рублей за тонну). «Это связано с изменением цены у поставщиков ТЗК — топливных компаний, которые начали повышать цены для аэропортов с весны текущего года»,— пояснила она. Это уже второе повышение стоимости на авиакеросин в Кольцово за 2011 год, с 16 января цена была увеличена на 8,6%, до 25,15 тыс. рублей за тонну.
За последние месяцы рост цен на керосин наблюдается в большинстве аэропортов России. С 9 мая на 4,9% (до 27,69 тыс. рублей) увеличилась цена в челябинском аэропорту Баландино. В тюменском аэропорту Рощино рост составил 5% (до 27,29 тыс. рублей) с 12 мая, в аэропорту Ханты-Мансийска — 5,5% (до 24,75 тыс. рублей) с 16 апреля, в аэропорту Ноябрьска — 3,5% (до 27,12 тыс. рублей) с 3 мая. Сейчас средняя цена за авиационный керосин по РФ составляет 24,76 тыс. рублей за тонну.
«Цены на керосин существенно выросли во всех аэропортах, и объективно существуют предпосылки для роста тарифов. Часть авиакомпаний, чтобы компенсировать возможные потери, вновь вводят топливные сборы. Тарифы мы пока не повышали, потому что, помимо цен на топливо, нужно учитывать и конъюнктуру рынка авиаперевозок, и динамику спроса, и ряд других факторов», — отмечает пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Сергей Антонов. Между тем он не исключает, что авиакомпания повысит тарифы на отдельных направлениях. «При формировании тарифов мы закладываем возможные риски, в том числе и повышение цены на керосин», — сообщили в пресс-службе «ВИМ-авиа».
По словам вице-президента Уральской ассоциации туризма Сергея Бузько, рост тарифов уже заметен у большинства авиакомпаний. «Все зависит от дальности полета. Но в среднем цены на рейсы выросли на 20–30 евро. Топливный сбор на Пекин сейчас $300, раньше был около $280», — отмечает он. По его словам, если прогнозировать постоянный рост на керосин, то к августу-сентябрю рост тарифов авиакомпаний по сравнению с существующими ценами составит 100–120 евро. Господин Бузько также считает, что из-за роста тарифов часть авиакомпаний может отказаться от чартерных рейсов. «Например, вы за несколько месяцев купили билет на рейс 1 ноября. Даже если тарифы к этому времени из-за роста цен на керосин изменятся, вы ничего доплачивать не будете. А авиакомпания будет перевозить пассажиров по тем ценам на керосин, которые будут действовать за три-пять дней до полета», — пояснил он.
Генеральный директор оператора аэропортовых топливозаправочных комплексов «Аэрофьюэлз групп» Владимир Спиридонов отмечает, что рост стоимости керосина обусловлен не только повышением отпускных цен на топливо, но и недостаточным объемом предложений на бирже и жесткой монополизированностью рынка авиатоплива в аэропортах. «Российский рынок керосина не отвечает общемировым тенденциям в части падения цены нефти на биржах и, соответственно, падения стоимости авиатоплива в зарубежных аэропортах, которое наблюдается там сейчас. Вследствие этого топливозаправочные комплексы вынуждены предлагать авиакомпаниям авиатопливообеспечение с учетом выросшей стоимости продукта у нефтяных компаний», — отмечает он. По его подсчетам, в конце 2010 года увеличение стоимости авиакеросина составило в России 30%. «В 2011 году авиакомпании заплатят за этот рост цен порядка 38 млрд рублей», — заключил господин Спиридонов.