Важно
13.05.2011

Русфинанс Банку предписано прекратить нарушение прав потребителей в Свердловской области

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность требований Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к ООО «Русфинанс Банк». Кредитному учреждению предписано прекратить нарушать права потребителей. Об этом сообщила пресс-служба Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.

Напомним, в Роспотребнадзор поступило заявление от гражданки З. о возможном нарушении прав потребителей со стороны ООО «Русфинанс Банк». В отношении кредитного учреждения было проведено административное расследование, в ходе которого были выявлены нарушения, касающиеся включения в договор с потребителем условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, а также нарушения требования законодательства о доведении до потребителя необходимой информации.

В апреле 2009 года жительница города Сухой Лог З. обратилась в «точку» ООО «Русфинанс Банк», расположенную в магазине «Норд», за кредитом в сумме 17,82 тыс. рублей для покупки холодильника в этом магазине. Здесь же были оформлены все документы на получение кредита. На основании заявления о выпуске кредитной карты между З. и банком был заключен договор о выпуске и обслуживании кредитной банковской карты, который одновременно явился и договором на открытие банковского счета.

Согласно графику платежей в мае 2009 года З. внесла первый платеж по кредиту в размере 2,5 тыс. рублей, из них 2 тыс. рублей по основному долгу и 500 руб. в качестве комиссии за карту.

Далее свердловчанка гасила кредит через кассу, и до января 2010 года З. выплатила его полностью. А в апреле 2010 года З. получила от банка по почте пластиковую кредитную карту. Карта была направлена простым почтовым письмом. Оттиск франкировальной машины свидетельствует, что отправление было сделано из Самары 10.04.2009 г. Штемпель прибытия письма в почтовое отделение г. Сухого Лога отсутствует. З. кредитную карту не активировала и, как следует из ее заявления в надзорный орган, не знала, зачем она нужна, и не умеет ею пользоваться.

В действиях Русфинанс Банка Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области были выявлены административные правонарушения, но в связи с истечением годичного срока давности привлечения к ответственности производство по делу было прекращено. А кредитному учреждению было вынесено предписание о прекращении нарушения прав потребителей, однако банк попытался обжаловать данное решение в Арбитражном суде Свердловской области. Суд признал требования надзорного органа законными. Тогда «Русфинанс Банк» подал жалобу на это решение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.

В ходе заседания, которое состоялось в апреле 2011 года, было подробно изучено вынесенное предписание и обстоятельства дела.

В предписании было отмечено, что предоставление банком кредита было обусловлено оказанием услуг по открытию и ведению банковского счета с использованием банковской карты, что противоречит закону «О защите прав потребителей». Из материалов дела, как установил суд, также не усматривается, что потребителю при обращении в «точку» банка был предоставлен выбор — получить кредит без выпуска кредитной карты или воспользоваться услугой с помощью карты. К тому же покупка была осуществлена З. в кредит, и он был погашен еще до получения банковской карты, но комиссия за нее была начислена вместе с ежемесячным платежом. Само условие договора об установлении комиссии за предоставление и обслуживание карты противоречит закону, поскольку эти действия не являются самостоятельными банковскими операциями.

В договоре содержались пункты, позволяющие банку в одностороннем порядке изменять условия, тарифы и очередность погашения задолженности, в то время как ГК РФ предоставляет возможность изменения договора только по соглашению сторон или в судебном порядке. В предписании также было указано на незаконность условий договора с потребителем о подсудности, поскольку это ограничивает право потребителя на самостоятельный выбор места предъявления иска. Кроме того, незаконным был признаны порядок расторжения договора, предусматривающий возврат клиенту остатка денежных средств в течение 45 суток, а не прописанных в ГК РФ 7 дней.

Законодательство было нарушено банком при принятии решения о направлении банковской карты и ПИН через Почту России простым банковским направлением: во-первых, потребителю не было предоставлено право выбора способа получения кредитной карты, во-вторых, такой способ доставки карты не отвечает требованиям безопасности предоставляемой услуги, так как не исключает возможности попадания карты и ПИН третьим лицам. Следует отметить, что гражданке З., не пользовавшейся кредитной картой, комиссия была возвращена банком только после вмешательства административного органа, в порядке исключения.

В предписании также содержатся выводы о нарушениях банком требований закона о доведении до потребителя необходимой информации. Так, заключенный договор не предусматривал сведений о сроках выполнения банковских услуг, ответственность банка за их нарушение, расчете полной стоимости кредита. К тому же З. не в полном объеме выданы условия оказания банковских услуг (кредитования), а условия выпуска и обслуживания карт напечатаны очень мелким текстом, что не позволило надлежащим образом ознакомиться с документом.

Помимо всего прочего, договор между ООО «Русфинанс Банк» и З. заключался в помещении магазина «Норд», где уставом банка не предусмотрены ни филиалы, ни структурные подразделения, а лицом, оформившим документы, не подтверждено право представлять интересы банка, чем были нарушены законы «О банках и банковской деятельности», «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс РФ.

Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу, что выявленные специалистами Управления Роспотребнадзора по Свердловской области нарушения подтверждаются материалами дела и свидетельствуют о нарушении прав не только конкретного потребителя, подавшего заявление в Роспотребнадзор, но и широкого круга лиц.
Вернуться в раздел » Важно
Материалы по теме
17.12.2013 В деятельности ОАО «ОТП Банк» выявлены нарушения прав потребителей при составлении договоров

УрБК, Екатеринбург, 17.12.2013. Арбитражный суд Свердловской области признал законными требования регионального ...

06.12.2012 ОАО «ОТП Банк» привлечено к ответственности за нарушение прав потребителей

УрБК, Екатеринбург, 06.12.2012. Арбитражный суд Свердловской области рассмотрел дело по заявлению ОАО «ОТП Банк» к ...

10.02.2012 Банк «Траст» уличен в нарушении прав заемщика в Екатеринбурге

Арбитражный суд Свердловской области отказал ОАО «Национальный банк «Траст», требовавшему признать недействительным ...

10.02.2012 Факт нарушения ОАО «Национальный банк «Траст» прав заемщика в Екатеринбурге доказан судом

УрБК, Екатеринбург, 10.02.2012. Арбитражный суд Свердловской области отказал ОАО «Национальный банк «Траст», ...

28.06.2011 Росбанк уличен в нарушении прав потребителей на территории Свердловской области

Арбитражный суд Свердловской области признал законным предписание о прекращении нарушения прав потребителей Управления ...