Изменения правил парковки в аэропорту Кольцово, вступившие в силу 17 декабря 2018 года, создали риск увеличения расходов водителей, не уложившихся в лимит бесплатного пребывания в зоне посадки/высадки. Если задержка произошла не по вине автомобилистов, закон может их защитить от необходимости платить 500 руб. за дополнительное время. Но доказать свою правоту и вернуть деньги граждане могут только через суд.
Напомним, согласно новым правилам, на парковке Кольцово создана зона посадки/высадки пассажиров, в которой предусмотрен бесплатный 15-минутный период. Нахождение автомобиля в указанной зоне больше 15 минут оплачивается в размере 500 руб. за каждый неполный и полный час. При этом сохраняется стоимость нахождения на краткосрочной парковке — 200 руб. в час, которая взимается с первой минуты на парковке, а также плата за повторный въезд в течение часа в зону посадки/высадки: она составляет 500 руб.
В аэропорту Кольцово объяснили изменения в тарификации и структуре парковочного комплекса необходимостью избавить от пробок привокзальную площадь. Между тем нововведение увеличивает расходы посетителей аэропорта: если раньше водитель, не успевая за 15 минут принять или высадить пассажиров, платил 200 руб. в час за дополнительное время, то сейчас за это же он вынужден платить 500 руб. в час.
Как показали новогодние праздники, несмотря на то, что аэропорт увеличил количество въездов на привокзальную площадь и выездов с нее с четырех до шести, посетители Кольцово отмечают наличие очередей в пиковые часы и очереди на въезд и выезд с парковки. При этом далеко не всем водителям удается уложиться в четверть часа.
Как пояснили УрБК в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области, в сложившейся ситуации посетители аэропорта имеют возможность защитить свои права и добиться компенсации расходов на «оверстэй», поскольку превышение 15-минутного лимита произошло не по их вине. Для этого гражданам необходимо обратиться в суд.
«Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Таким образом, при оплате гражданами денежных средств за парковку в связи с превышением отведенных 15 бесплатных минут не по их вине, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков», — пояснили в Управлении.
В ведомстве уточнили, что для получения правовой помощи, в том числе по составлению искового заявления, посетители аэропорта могут обратиться в консультационные пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
В то же время эксперты сомневаются, что данный способ решения вопроса реально поможет екатеринбуржцам и гостям города защитить свои права. Так, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко полагает, что из-за 500 руб. в суд мало кто пойдет: скорее граждане примут очередную несправедливость как должное.
«По столь небольшим суммам люди в нашей стране не идут отстаивать свои права: расходы на юристов оказываются гораздо больше. Люди привыкли «проглатывать» несправедливость. И государственные органы, даже если обещают помощь, зачастую ограничиваются «отписками». Защитить права граждан в случае таких массовых нарушений могли бы общественные организации, например, ассоциация, объединяющая автовладельцев. Но адекватных структур такого рода у нас практически нет», — отметил Алексей Головченко.
Таким образом, посетители Кольцово, по независящим от них причинам превысившие 15-минутный лимит бесплатного пребывания в зоне посадки/высадки и заплатившие за это 500 руб., теоретически могут получить компенсацию этих убытков. Однако на деле даже при содействии Роспотребнадзора не каждый пострадавший сочтет целесообразным воспользоваться этой возможностью. В результате водители, перестраховываясь, будут высаживать пассажиров за пределами территории аэропорта или ожидать их на обочине, создавая аварийные ситуации.