Статьи
27.07.2012

Налетай, живопись: рынок культуры пока не может предоставить инновации

Налетай, живопись: рынок культуры пока не может предоставить инновации Музейные работники решили применить системный подход и разработали концепцию по выходу из кризиса и выводу уральских музеев на новый уровень. Впрочем, текущий анализ ситуации неутешителен: до 2020 года шансов на рывок у местной культуры практически нет — музейная сфера использует безнадежно устаревшие технологии позиционирования и продвижения, нет ни кадров, ни системной политики. В итоге богатые, как утверждают эксперты отрасли, музейные фонды остаются без внимания и финансов. При этом подрастающее поколение деятелей культуры, воспитываемое в местном филиале Государственного центра современного искусства, создает востребованный продукт, не имея фондовой базы.

Министерство культуры Свердловской области совместно с региональным институтом музейных проектов разработало концепцию развития музейной сферы, проведя маркетинговый анализ текущего состояния отрасли. Вывод получился не слишком утешительным. Фактически музеи, для того чтобы выжить, должны ежедневно функционировать в формате «Ночи музеев». Сами музейные работники тоже видят основные пробелы в своей работе: пока что посетители не встают в очередь на посещение музея, аншлаги вызывает только «музейная попса» — привозные выставки. Притом что музейный фонд Свердловской области занимает 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга, за год музеи посещают всего 1,5 млн человек (при населении области в 4,5 млн человек).

«Вы помните очередь, которая у нас была на выставку Фаберже? Вот так нужно работать каждый день. Сейчас мы неконкурентоспособны, в отличие от других культурно-досуговых учреждений. Самое слабое место — мы себя не продаем и не продвигаем, нашим сотрудникам не хватает креатива», — обозначает проблему генеральный директор Уральского регионального института музейных проектов Ольга Лобанова.

«В городе огромное количество культурных событий, люди просто не успевают посещать их все. Да, музеи стоят в этом списке отнюдь не на первом месте. Но мы уже движемся в правильном направлении, пока нам не хватает инструментов для реализации различных проектов. Слаба и законодательная база», — подчеркивает заместитель директора по выставкам и развитию Екатеринбургского музея изобразительных искусств Юлия Сирина.

Среди причин музейной стагнации по традиции называют недофинансирование и устаревшее оборудование. При этом само по себе бюджетное финансирование также является тормозом на пути к прогрессу: гарантированная доходная ставка делает музейного работника инертным — за креатив-то не платят. При этом, несмотря на то что в кадрах музеи не испытывают недостатка, важнейшей проблемой остается как раз кадровый вопрос: отрасли необходимы музейные менеджеры. Здесь сразу же всплывает проблема образования.

«Главная причина все же не в финансировании или материальном обеспечении, а в кадрах: у нас слишком мало энтузиастов», — отмечает заведующая отделом по связям с общественностью Свердловского областного краеведческого музея Татьяна Мосунова.

«Повышенное внимание к культуре, к музейной деятельности в обществе возникло совсем недавно, буквально за последние десять лет. За это время невозможно вырастить достаточное количество арт-специалистов. Да, они уже начинают появляться, однако мешает удаленность Екатеринбурга от столиц. Качественных специалистов готовят в Москве и Санкт-Петербурге, и, как правило, талантливые ребята остаются там», — отмечает Юлия Сирина.

Музейные работники тут же сравнивают себя с ГЦСИ, который, в отличие от музеев, не обладает фондами, но при этом создает культурные проекты и привлекает аудиторию. Директор екатеринбургского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова отмечает, что причина такой ситуации в том, что музеи не изучают свою аудиторию, не ищут своего зрителя.

«В концепции роль зрителя абстрактна. А нам нужно увидеть зрителя — это и есть точка роста. Музей может себя предлагать только проектами под конкретную аудиторию. Да, музеи обладают фондами, но при этом не могут их подать концептуально. Нужна проектная работа и слаженная команда», — уверена Алиса Прудникова.

При этом музейная сфера в Свердловской области еще и выгодно отличается на фоне других регионов. Несмотря на низкий уровень посещаемости, музеи Екатеринбурга и других муниципалитетов котируются на общем российском фоне.

«Давайте сойдем с минорной ноты — Свердловская область не в самом плохом положении и по финансированию, и по творческой составляющей. В музейной среде наш город в чести», — вступилась за музейное сообщество Юлия Сирина.

Впрочем, согласно данным, заложенным в основу концепции, в ближайшие годы скачка для развития музеев не предвидится. Так, в 2010 году посещаемость музеев была на уровне 367 человек на одну тысячу жителей. Согласно прогнозам минкульта и института музейных проектов, в 2015 г. этот показатель практически не увеличится и будет составлять 372 человека на одну тысячу жителей. Определенный рост эксперты отрасли видят только ближе к 2020 году — в прогнозе заложена цифра 450 человек.

«Мы не видим возможностей для рывка, поводов для чуда нет», — резюмируют музейные работники.

2020 год всплывает в анализе не случайно — «ЭКСПО» для музеев может стать как раз таким поводом для чуда. Ближайшая задача — сформулировать предложение, сформировать дополнительную инфраструктуру, например своеобразные печатные или электронные гиды и путеводители по всем культурным и выставочным объектам в Екатеринбурге. Впрочем, финансовая надежда по-прежнему может быть только на государство. По мнению самих участников отрасли, несмотря на все технологии фандрайзинга, которым постепенно обучаются музейные работники, государство как главный учредитель музеев обязано их содержать. Музейная самоокупаемость невозможна даже с точки зрения закона. Хотя сейчас получают большое распространение и создают весомую конкуренцию государственным частные музеи — например, на крупных промышленных предприятиях.

«По закону музей — это некоммерческое учреждение культуры, поэтому самоокупаемость невозможна юридически. Да, привлечение инвестиций возможно, но не в полном объеме. И потом, у нас нет задачи привлечения денег, у нас есть задача привлечения посетителей», — отмечают в институте музейных проектов.

В ГЦСИ развивают тему: музеи могут привлечь инвесторов, но пока для поддержки спонсорства государство не предоставляет никаких инструментов. Бизнес не видит выгоды вкладываться в культуру — в России, в отличие от западных стран, нет налоговых льгот для благотворителей. Впрочем, по словам Алисы Прудниковой, данный вопрос уже пытаются продавить в Москве — как ни странно, у музейщиков есть свое лобби в Госдуме.

Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
08.07.2014 На выставке «Иннопром-2014» обсудят будущее музеев Екатеринбурга

УрБК, Екатеринбург, 08.07.2014. На стенде Екатеринбурга в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2014» 10 ...

12.12.2013 Шесть музеев Свердловской области с 1 января 2014 года изменят свой статус

Шесть музеев, расположенных на территории Свердловской области, с 1 января 2013 года поменяют статус, сообщает ...

12.12.2013 Шесть музеев Свердловской области с 1 января 2014 года поменяют статус

УрБК, Екатеринбург, 12.12.2013. Шесть музеев, расположенных на территории Свердловской области, с 1 января 2013 года ...

30.07.2012 Культура без купюр: недофинансирована и недоинновационна

Музейные работники решили применить системный подход и разработали концепцию по выходу из кризиса и выводу уральских ...

03.11.2011 Московские музеи намерены бесплатно работать в зимние каникулы

В дни зимних школьных каникул московские музеи будут работать бесплатно. Кроме того, с 2012 года музеи будут работать ...