Екатеринбургская городская Дума: Внесение изменений в сложившуюся систему здравоохранения вызовет социальную напряженность среди населения
УрБК, Екатеринбург, 26.04.2011. Екатеринбургская городская Дума в ходе сегодняшнего заседания приняла обращение к губернатору Свердловской области Александру Мишарину, председателю Палаты Представителей Людмиле Бабушкиной, председателю Областной Думы Елене Чечуновой, председателю правительства Свердловской области Анатолию Гредину.
Приводим текст обращения полностью.
«В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 1 января 2012 года из перечня вопросов местного значения городских округов исключается вопрос организации оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Полномочия по организации оказания всех видов медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в настоящее время муниципальное образование «город Екатеринбург» имеет развитую сеть муниципальных учреждений здравоохранения, состоящую из 33 учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь (за исключением санитарно-авиационной), медицинскую помощь женщинам в период беременности, во время и после родов. Муниципальные учреждения здравоохранения города Екатеринбурга максимально приближены к населению города и рассчитаны на удовлетворение потребностей горожан в медицинской помощи. Единая система учреждений и управления ими представляет собой взаимосвязанный механизм, позволяет эффективно решать оперативные задачи при возникновении чрезвычайных ситуаций, перераспределении потоков пациентов на госпитализацию и т.п. Кроме того, муниципальные учреждения здравоохранения тесно связаны с муниципальными учреждениями других отраслей, например, с учреждениями образования. Исключение любой составляющей из этой системы может неблагоприятно сказаться на качестве и доступности оказания медицинской помощи населению города в целом.
На протяжении последних лет муниципальное образование «город Екатеринбург» имеет стабильно хорошие показатели здоровья населения. Так, по итогам 2010 года показатель общей смертности составил 11,8 на 1000 населения (по Свердловской области — 14,0; по Российской Федерации — 14,3); показатель рождаемости — 13,0 на 1000 населения (по Свердловской области — 13,1; по Российской Федерации — 12,0), показатель младенческой смертности — 4,2 на 1000 родившихся живыми (по Свердловской области — 6,1; по Российской Федерации — 7,5), что позволяет говорить об успешном менеджменте Администрации города Екатеринбурга и ее отраслевого органа по организации оказания медицинской помощи населению города.
Консолидированные расходы бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на систему здравоохранения за последние три года составляют в среднем 2,7 млрд. рублей в год, в том числе бюджетные инвестиции на развитие — около 1 млрд. рублей в год. Работники муниципальных учреждений здравоохранения имеют муниципальные льготы, в частности, только на доплаты работникам скорой медицинской помощи в 2010 году выделялось 172 млн. рублей за счет средств городского бюджета. В 2011–2012 годах планировалось начать строительство двух поликлиник, лечебного стационарного корпуса, продолжить значительные вложения в капитальные ремонты учреждений здравоохранения, что свидетельствует о наличии в городе достаточных финансовых и материальных ресурсов для содержания и развития отрасли.
Значительное увеличение количества подведомственных Министерству здравоохранения Свердловской области учреждений здравоохранения с большой долей вероятности повлечет за собой необходимость создания в муниципальных образованиях Свердловской области, в том числе в муниципальном образовании «город Екатеринбург», дополнительных управленческих структур, решающих насущные вопросы обеспечения учреждений здравоохранения услугами ЖКХ, текущего содержания и снабжения, капитального ремонта, реконструкции и т.п. Учитывая, что решение всех этих задач на территории муниципального образования «город Екатеринбург» невозможно без участия органов местного самоуправления, а налаживание необходимых хозяйственных связей потребует значительных затрат времени и ресурсов, возможно снижение доступности оказания медицинской помощи населению в этот период.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по организации оказания медицинской помощи, обращаемся к Вам с предложением рассмотреть вопрос о наделении с 1 января 2012 года органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» государственным полномочием Свердловской области по организации оказания медицинской помощи в объеме, предоставляемом муниципальной системой здравоохранения в настоящее время (первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной), медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов).
Вопросы организации оказания медицинской помощи, без преувеличения, затрагивают интересы каждого жителя города. Внесение в сложившуюся систему здравоохранения существенных изменений неизбежно вызовет социальную напряженность среди населения, что может сыграть негативную роль в предстоящем важном политическом периоде».